ОН, УЛЫБАЯСЬ, ДУМАЛ О САМОУБИЙСТВЕ.

Ученик Омского лицея №64, шестнадцатилетний Андрей Мансуров решил свести счеты с жизнью и повесился у себя дома.

Перед тем как это сделать, он написал восемь предсмертных записок, в последней из которых была лишь одна фраза: «Мир очень жесток…»

Любимый сын и брат.

В семье Мансуровых Андрей был первенцем. Младшим братишкам-двойняшкам Жене и Толе всегда ставили его в пример. Малыши даже обижались: за что Андрею столько чести? Для родителей он был своего рода палочкой-выручалочкой: по дому надо что-то сделать — Андрей, с малышами посидеть — опять Андрей. Впрочем, братишки и сами обожали старшего брата, пытались во всем на него походить.

Любили Мансуровы съездить отдохнуть всей семьей. Последнее лето своей жизни Андрей провел в знаменитом лагере «Орленок» у Черного моря. После отдыха стал переписываться с девочкой из Тюмени, там же в лагере познакомился и с девочкой из Омска. В городе они встретились пару раз, но потом что-то у них не заладилось.

На лице сияла улыбка.

Андрей был веселым. Именно таким запомнили его одноклассники и учителя школы-гимназии №12, в которой он учился до 8-го класса. — У Андрея была очень ранимая душа, он остро реагировал на любую несправедливость, — вспоминает Нина Харченко, его первый классный руководитель. — Если считал, что правда на его стороне, отстаивал ее до конца. Упорства и напористости ему было не занимать. Он не был злопамятным, легко прощал обиды. Стоило лишь намекнуть, что он с чем-то не справляется, как он тут же принимался именно за эту работу и делал ее лучше других.

Вместе с отцом, Сергеем Мансуровым, Андрей ходил в школу на тренировки. Отец — бывший спортсмен, вел занятия по вольной борьбе. В шахматном клубе Андрей с большим увлечением играл на равных с маститыми взрослыми шахматистами.

Легче всего давалась ему математика. Решение задач повышенной сложности было своего рода хобби. Он постоянно участвовал в городских и областных олимпиадах, занимал призовые места. Именно на одной из таких олимпиад и присмотрели одаренного мальчика, а потом пригласили продолжить учебу в математическом классе лицея №64. Большинство выпускников этого лицея без проблем поступали в политехнический университет, по уровню знаний не уступая первокурсникам.

Первый шаг в новой школе

Это время для Андрея было самым нелегким: программа сложнее, новый коллектив. Из лучших учеников он стал вдруг одним из многих. И самое главное — его не понимали, он чувствовал себя чужим. Даже пришлось подраться с одним из одноклассников. В 11-ом классе Андрей значительно подтянулся, много занимался самостоятельно. Мама, работая в здешней библиотеке, помогала подобрать необходимую литературу.

-Иногда мне приходилось обращаться к Андрею за помощью, он не отказывал, — вспоминает Светлана Лемешко, его классный руководитель в лицее, — Часто брала у него книги и методички, чтобы сделать себе ксерокопии.

На вопрос: «Как дела?» он почти всегда отвечал: «Все в порядке». Однако те, кто хорошо знали Андрея, замечали, что его что-то тяготит, хотя он все так же улыбался.

Литературный конфликт.

Андрей долго лечился от воспаления легких: несколько месяцев провалялся в постели и потом переживал, как бы этот вынужденный «отдых» не отразился на учебе. Вернувшись в школу, с легкостью наверстал упущенное. Его беспокоила только литература, оценки по которой ему никак не удавалось подтянуть. Он много читал художественной литературы и критики, и в последнее сочинение вложил всего себя. Ему казалось, что теперь он написал сочинение как положено. Но учительница литературы сочла иначе. Андрей погорячился и был с ней груб. Уже дома, когда обида пришла, попросил маму позвонить учительнице, но мама о просьбе сына забыла. Андрей же продолжал переживать. Свидетельство тому — восемь писем, в том числе и длинное письмо, адресованное специально учительнице по литературе. На четырех страницах он подробно расписал, когда и почему учительница была с ним не права.

Не забывал Андрей и про подготовительные курсы в университете. Однажды, вернувшись оттуда, он сказал матери: «Знаешь, мама, там я чувствую себя гением». Андрей считал, что в школе его недооценивают и занижают отметки.

За два дня до смерти

— Андрей пришел ко мне, чтобы вместе покататься на лыжах, — вспоминает Людмила Болдарева, прежняя учительница Андрея по физкультуре, — я поинтересовалась, как идут дела в новой школе, на что он ответил, все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то он должен решать их сам. Предлагала вернуться в нашу школу, он не соглашался. Там, говорил, дают лучшие знания, а он мечтает учиться в университете… В этот день он выглядел счастливым, на лыжах летал как птица.

Сперва увидел табурет…

Сергей Мансуров, отец Андрея, вернулся с работы часа в три, как обычно. Еще с порога обратил внимание на то, что обе входные двери закрыты, хотя Андрей должен быть дома. Заподозрил неладное, но тут же отогнал от себя эти мысли: возможно, сын ушел к другу. Но когда зашел в зал, обнаружил, что дверь в комнату Андрея плотно прикрыта. Сын прежде этого никогда не делал. Отец одним рывком открыл дверь. Сперва увидел табурет, а затем… повесившегося сына.

До сих пор никто не верит, что Андрей хотел умереть. Скорее всего, ему хотелось лишь что-то доказать, кого-то проучить. Возможно, это было сиюминутное отчаяние.

Выход есть всегда

— Подросток скорее всего почувствовал, что серьезные события его жизни ему не с кем пережить, — комментирует врач-психотерапевт Вадим Чиряков. — Он понял, что приятели и друзья не поймут глубины переживаемого, а из взрослых рядом никого не оказалось. Учителям он, видимо, тоже не доверял или перестал доверять.

В молодости всегда сложнее адаптироваться, подростку самому трудно переварить ситуацию и сделать рациональные выводы. В таком возрасте он еще не умеет выходить из конфликтов в силу своего небольшого жизненного опыта. Но выход есть всегда.