«ТРЕТЬЯ ПРЕСТОЛЬНАЯ» ДЕРЖИТСЯ НА СЛОНАХ.

Не многие омичи знают о том, что в недрах хранилищ Музея изобразительных искусств имени Врубеля стоит настоящий атрибут царской власти - трон. Правда, выполнен он китайскими мастерами и отнюдь не в православных традициях.

Лишь относительно недавно мы смогли узнать о том, что Омск целый год являлся столицей России. Правда, России «белой», колчаковской… По вполне понятным причинам советские историки замалчивали этот факт. …Однако о столь «громкой» строчке в истории нашего города забыть просто невозможно. Хотим мы этого или нет, но целый год Омск был сердцем белогвардейской России. А какая же столица, будь даже она и третьей, может обходиться без царского трона? Оказывается, необходимейшие атрибуты самодержавия имеются не только в Москве и Питере, но и у нас. Вот только судьба одарила азиатский Омск троном… монгольским, хотя и преподнесённым некогда в дар Государыне Императрице Александре Фёдоровне…

«Поднесено Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Александре Фёдоровне депутацией от калмыцкого народа Донской области во главе с Башкою Донских калмыков 25 ноября 1908 года в Царском селе», — вязью выведена эта надпись на обратной стороне драгоценного омского экспоната. Сидела ли царица когда-нибудь на этом троне? Хотя доподлинно это не известно, всё же с большей долей уверенности можно сказать, что нет. Не могут православные самодержцы править с буддийского трона… Несмотря на серебряного двуглавого орла, распростёршего свои крыла над многочисленными фигурками невиданных зверей и восточными «завитушками», царственное кресло пошло бы «к лицу» лишь какому-нибудь монгольскому правителю. Чтобы понять это, достаточно обратить внимание лишь на одну деталь- на подлокотники, выполненные из чёрного дерева в виде слонов… Так что, скорее всего, дорогой подарок калмыцкого Башки был лишь частью царскосельского дворцового интерьера…

Каким же образом трон, принадлежавший последней императрице, попал в Омск? Судьба распорядилась таким образом, что необходимый атрибут самодержавия приехал к нам аж в 1927 году. В то время, когда о короткой столичной истории Омска уже никто и не распространялся… Работники Ленинградского отделения музейного фонда преподнесли в дар омским коллегам не трон, а, как это значилось в примечании к экспонату, «кресло чёрного дерева с локотниками в виде фигур слонов… работа китайских мастеров…» Тем не менее, как отмечают сотрудники Музея ИЗО имени Врубеля, «по форме, по репрезентативному облику предмет, конечно же, не бытовое кресло, а трон, типичных для монголоязычной культуры очертаний и элементов декора…» Таким образом, столица прошлого, Петербург, в виде обычного кресла передала атрибут самодержавия столице непризнанной, Омску… И атрибут этот, повторюсь, выполнен в духе традиции тех народов, на земле которых и был основан наш город…

Впрочем, действительно ли китайские ремесленники принимали участие в создании омского трона, сказать сегодня наверняка невозможно. Дело в том, что главная деталь украшения трона — серебряная накладка на спинке — имеет клейма мастера «Я. Ф.» и донского пробирного округа с инициалами Фёдора Коновалова, работавшего в 1899-1908 годах…

К сожалению, для омичей созерцание сегодняшнего экспоната, принадлежащего некогда членам царственной семьи последнего императора России, кстати, причисленных не так давно к лику святых, недоступно. Недоступно по вполне житейским причинам. Для выставления трона на всеобщее обозрение необходимы специальные условия: наличие стеклянной витрины и сигнализации. Из-за дорогих серебряных накладок трон стоит немалых денег… Впрочем, в начале столетия атрибут царской власти берегли не столь трепетно. Если не сказать вообще не берегли… В тридцатые годы многие экспонаты из коллекции музея ИЗО играли роль своеобразных реквизитов, используемых при оформлении интерьеров различных государственных учреждений. Не миновала сия чаша и «кресло чёрное с серебряными накладками»… В 1933 году трон был передан городскому театру для постановки пьесы. Стоимость же его советские чиновники определили в размере всего-навсего пятисот рублей… В результате такого отношения несколько серебряных накладок были попросту украдены.

Выходит, что на омском троне восседали не настоящие самодержцы, а цари «бутафорские», — актёры местного театра… Между прочим, у нашего экспоната существовал, как и полагается, парный экземпляр. Его участь не менее «завидна». В 1927 году второй трон, подаренный, возможно, самому Николаю II, был передан Восточно-Сибирской торговой палате… Такое отношение к «неугодным» экспонатам вполне понятно. На заре советской власти оно и не могло быть другим. А нужен ли трон сегодняшнему Омску? Быть может, его не стоит даже вытаскивать из запасников музея на свет божий, изыскивать на это средства? Да и достойна ли нищенствующая третья столица собственного трона, хотя бы и азиатского?