Почему? Говорят, что и здесь есть интересная работа. На днях я встретился с человеком, стоявшим у истоков компьютеризации Омска, зовут его Андрей Новак. Сегодня он главный специалист технического отдела компании «Сибнефть»
— Андрей, часто ли вам делались лестные предложения из-за рубежа?
-Бывало. Одно время многие из нас задумывались над такими предложениями. Кто-то и соглашался. Сегодня много омских компьютерщиков работает в Канаде, Австралии… А я… Посидишь, подумаешь… А что там делать? Мне и здесь интересно.
-Вы стояли у самых истоков компьютеризации в Омске. Как это было?
-Первый персональный IBM — совместимый компьютер я увидел году в 1988, тогда я ещё учился на третьем курсе радиотехнического факультета омского политеха. Это был киевский «Нейрон» с двумя японскими дисководами. Аппаратура по тем временам для нас невиданная. Кстати, дискеты эти пятидюймовые в Омске купить было просто невозможно. Мы их из Киева везли. Специальной литературы вообще не было. Первую книжку я увидел в продаже в 1989-м. Все команды вводились в компьютер, конечно же, вручную…
-Говорят, что набор команд, производимый таким образом, хорошая школа для пользователя?
-Это не школа, это просто привычка. Многие операции я до сих пор делаю с командной строки. Так удобнее.
-Вы, наверное, помните первую компьютерную выставку в нашем городе?
-Случилось это году в 1993-м. Тогда всё в новинку было. Сегодняшние же выставки для специалистов уже мало интересны. Мы ходим туда в основном для того, чтобы пообщаться.
-Сейчас вы работаете в одной из самых крупных компаний в городе с огромной базой данных. Возможно ли опытным хакерам пробиться через вашу защиту?
-Ну, если только теоретически… А практически шансов нет. У нас просто нет открытых каналов для этого. Все связи с внешним миром идут через Москву. Там стоят специальные экраны, работают профессионалы. Они и обеспечивают нам защиту.
-Что самое интересное в вашей работе?
-Мне интересно всё новое, я просто не могу сидеть на месте. За свою жизнь мне уже удалось отладить три информационные системы. Вот этот самый этап рождения, когда всё делается с нуля, и есть самый интересный. А последующая за ним эксплуатация — это уже тоскливо… Хотя в данном конкретном случае моя работа — исключение из общего правила. Скучать мне здесь просто не приходится…