Но не состоявшаяся попытка довыборов, низкая явка избирателей дают интересную информацию для размышлений.
Первое. Из четырех кандидатов в депутаты трое воспользовались законодательным правом внесения залога в размере 100 тысяч рублей вместо сбора подписей избирателей в свою поддержку. Видимо, это и сказалось на явке. Процедура сбора подписей еще до начала регистрации вольно или невольно уже начало агитации за кандидатов. По 130-му избирательному округу каждому из претендентов необходимо было собрать более пяти тысяч подписей. А это значит, что если бы все четыре кандидата провели эту кампанию, то более двадцати тысяч избирателей уж точно бы знали и о сроке выборов, и о претендентах на думское место. К сожалению, три претендента попытались откупиться от избирателей внесением денежного залога. Единственный из кандидатов — Владимир Веретено, собрал 5895 подписей в свою поддержку. И, как показывают итоги, получил наибольшее число голосов.
Второе. Вполне возможно, и многие из наблюдателей склонны так считать, что на явку избирателей 130-го округа могли повлиять мартовские выборы в Горсовет. То, что депутаты городского Совета в течение более чем полугода не могут начать свою работу, подрывает авторитет самого слова «депутат». В общественном сознании зреет мысль: «А что толку их выбирать? Они ж все равно не работают, а город живет…»
Третье. Сегодня некоторые группы поддержки кандидатов склонны винить в несостоявшихся выборах средства массовой информации, они, мол, отводили мало места для агитации. И это неправда. В нынешнюю довыборную кампанию голос кандидатов звучал как никогда громко и обильно, особенно в электронных средствах. По новому законодательству о выборах в нижнюю палату парламента государственные СМИ отдавали до 10 процентов газетной площади и эфирного времени выступлениям кандидатов. В этом читатели, зрители и слушатели могли убедиться сами.
Четвертое. Пресс-служба Омского регионального отделения СПС усиленно распространяет заявления об использовании «административного ресурса, подкрепленного грязными технологиями». И это совсем не так. В окружной и областном избирательных комиссиях нет фактов серьезных нарушений избирательных прав.
Администрация области и Центрального округа — так же не вмешивались в ход предвыборной кампании. Да и фактов «грязных технологий» омичи не наблюдали. Если где-то кто-то и сотворил какую-то мелкую пакость, то она вряд ли могла повлиять на явку избирателей и на конечный исход выборов.
Пятое. Наблюдатели отмечают очень вялую, невыразительную, а местами бездарную работу избирательных команд и штабов кандидатов в депутаты. На улицы Омска «выползали» порой безграмотные, если не сказать глупые агитки, в средствах массовой информации звучали до смешного нереальные посулы, сравнения и параллели. Одним словом, пиаровские команды не отработали свой хлеб.
И последнее. На явке избирателей 130-го округа моглo сказаться то, что довыборы проводились за год с небольшим до полноценных плановых выборов в Государственную Думу в декабре 2003 года. Даже в случае избрания того или другого депутата он вряд ли смог бы втянуться в активную и плодотворную работу палаты.