Критерий цивилизованности
Нельзя сказать, что дисконтные карты — явление для России, и в частности для Омска, незнакомое. Крупные магазины и компании, торгующие одеждой, косметикой, бытовой техникой и даже автомобилями, уже активно используют этот на все 100 % западный опыт на практике. При покупке товаров на определенную сумму вам торжественно вручат пластиковую карточку с символикой магазина, которая при соблюдении определенных условий позволит получать скидки и в дальнейшем.
Однако в целом система дисконта развита у нас пока еще не очень хорошо. Вряд ли кто-нибудь, купив сегодня один холодильник, придет завтра в тот же магазин, чтобы купить второй со скидкой. А как часто мы покупаем швейцарские часы, телевизоры или новую мебель? В среднем — раз в 5-10 лет. Поэтому большинство из нас о полученных пластиковых картах просто забывает. Иное дело продовольственные магазины. Необходимость их посещать настолько же велика, как необходимость завтракать или обедать. Поэтому именно они являются наиболее перспективной областью применения дисконтных карт. Прежде всего с точки зрения привлечения покупателей.
В тех же западных странах использование пластиковых карт с чипом-модулем (аналогичных телефонным), на который заносится вся информация о покупках, дело привычное. В том числе и для крупных супермаркетов, и торговых домов. Там использование этих карт имеет массу «плюсов»: обычно торговые центры — это не просто магазины, но и автосервис, подземная парковка, кафе, парикмахерская, зал игровых автоматов. Дисконтная карта действует в рамках всех услуг, предоставляемых центром. Выгодно?
Да. Удобно? Без сомнения. У нас пока такие центры есть разве что в столице. Но достаточно разветвленные сети продовольственных магазинов уже имеются практически в любом регионе, например, омские «Оша» или «Омский бекон», в которых постоянным покупателем может стать далеко не каждый, будь этот магазин даже ближайшим к дому. Уровень цен не всегда соответствует возможностям определенных категорий покупателей.
Супермаркет или губернский рынок?
Вряд ли такая ситуация устраивает товаровладельцев. Ведь кредо любого магазина, вне зависимости от того, чем он торгует, как можно более высокий объем продаж. Иными словами, как можно больше покупателей. Дисконтная карта, дающая право на скидку при каждой новой покупке, гарантия того, что покупатель пойдет именно в ваш магазин. «Работают такие карточки почти как банковские, — объясняет зам. директора ООО «Знак Омск» Валерий Владимирович Кеменов. — Информация о каждой покупке заносится на чип. И чем больше покупок вы совершили, тем выше скидка на последующие. Разумеется, она не беспредельна, 15% — максимум, который могут себе позволить товаровладельцы. Дальше работа будет просто не рентабельна. Но и 15% — это очень существенно».
Дисконтная карта удобна со многих точек зрения. За нее не нужно платить, она выдается при единовременной покупке(!) на определенную стартовую сумму. «Эта сумма может быть разной, — продолжает Валерий Владимирович. — Все зависит от характера товаров и уровня цен». Карты выгодны как для покупателя, так и для продавцов (товаровладельцев). Первые получают скидки, вторые — постоянных клиентов. Можно сказать, что индивидуальный для каждого магазина) «привязывает» покупателя к конкретной системе супермаркетов.
На пластиковых картах можно размещать рекламу и тем самым не только окупать затраты на введение дисконта, но и поддерживать местных омских производителей. Это может быть реклама тех товаров, которые в прессе или на телевидении рекламировать не разрешается, скажем, реклама высококачественной продукции омского ЛВЗ или «Омсквинпрома».
По номерам карточек можно разработать систему призов и подарков для клиентов. Это тоже, как и сама именная пластиковая карта, в немалой степени работает на имидж продавца. По тем же номерам карточек менеджерам магазинов очень удобно следить за товарооборотом, частотой посещения.
Однако рано или поздно клиент «исчерпает» сумму, заложенную в чипе, в пределах которой ему предоставляется скидка. Здесь есть масса путей, по которым может пойти товаровладелец: предоставить новый дисконт, какое-то льготное обслуживание и т. д. А может, как это делается во всем мире, подарить еще одну карточку с максимальной 15%-ной скидкой. Клиент же в свою очередь может подарить эту карточку кому-нибудь из друзей или родственников, например, родителям-пенсионерам. Тогда им уже не придется тратить целый день на то, чтобы съездить за продуктами на рынок. Ведь факт, что пенсионеры, экономя деньги, предпочитают губернские рынки любым магазинам, общеизвестен. Но время и здоровье — это тоже деньги, причем значительно «большие, чем сэкономленные на рынке рубли. Кроме того, находясь под контролем многочисленных инспекций, магазины вряд ли рискнут торговать просроченным или просто некачественным товаром. На рынках же это случается довольно часто. Выходит, что дисконтные карты актуальны сегодня для всех слоев населения.
Вместо заключения
«Перспектив у нового направления много, — говорит Валерий Владимирович. — Можно разработать, к примеру, совместные дисконтные карты для продовольственных супермаркетов и систем аптек. Удобен такой вид обслуживания и для крупных сервисных центров по ремонту бытовой техники, компьютеров. Но это пока лишь только планы. Сейчас главное, чтобы покупатели просто поняли насколько удобная вещь дисконтная карта, особенно, когда речь идет о покупках в продовольственных магазинах».
Важно, чтобы это поняли и товаровладельцы. Со своей стороны ООО «Знак Омск», работающее уже не первый год на рынке пластиковых карт, всегда готово рассмотреть все возможные варианты сотрудничества. Для этого у предприятия есть квалифицированный персонал, производственная база, возможность использования современных технологий в этой области.
По всем вопросам обращаться по тел. 31-65-18, факс 31-65-39.