Авторэкет

Преступная группа грабила коммерсантов на авторынках

С начала 90-х годов на авторынках города существовало несколько крупных группировок рэкетиров: «нефтяниковские», «горячинские», «чкаловские», «амурские»… И кто первый из членов одной из них «заряжал» предпринимателя, тому, как правило, и платили за создание «крыши». И если подходил кто-то из другой бригады и интересовался: «Кому платишь?» а, торговец, допустим, отвечал: «Амурским», — наездов и вопросов больше не возникало. По всей видимости, между различными преступными группами была налажена четкая связь и существовали свои сферы влияния, которые нарушать не позволялось. «Застолбил торгаша и дои его сам».

«Амурская» бригада

Тогда, в 1992 году, всем четверым было примерно по 20 лет. Первую скрипку играл ГЛАДКИХ, он и стал лидером и бригадиром. Друзья сразу же разработали план действий и распределили между собой роли. При этом каждый из них должен был обязательно знать о действиях других членов группы, осознавая, что они находятся в непосредственной связи с его собственными поступками. Дисциплина должна быть железной, договорились подельники. В период с 1992-го по 1998 год, представляясь членами «амурской» группировки, ГЛАДКИХ, БРАГА, ДМИТРЮК, иногда КАЛАШНИКОВ и еще несколько неустановленных следствием лиц ежедневно приезжали на различные авторынки города, расположенные по пр. Губкина, в пос. Чкаловском, на Левобережье, по Черлакскому тракту, и требовали у торгующих запчастями предпринимателей ежемесячную плату от 100 до 400 руб. В зависимости от успехов в торговле. В случае отказа платить подать они угрожали конфискацией товара и физической расправой. В общем действовали по принципу: «Гони деньги на бочку и никаких возражений». И это при том, что в основном все торгующие оформили свидетельство на право торговли, зарегистрировались в налоговой инспекции и тем самым официально были частными предпринимателями.

На законные вопросы: «По какому праву мы должны платить еще вам?» — крепкие ребята с «Амура», тусующиеся на авторынках, угрожающе отвечали: «С нами лучше не ссориться, иначе будут крупные неприятности». Они в буквальном смысле «трясли» всех коммерсантов, следили за каждым их передвижением. «Мы вам создаем «крышу», чтобы вас больше никто не трогал, торгуйте и ни о чем не беспокойтесь», — заявляли рэкетиры. Кроме того, «амурская» бригада оказывала на продавцов запчастей постоянное психологическое воздействие не только присутствием на рынках, но и организованностью, согласованностью действий и многочисленностью. Практически ежедневно на рынках присутствовал кто-либо из членов группы вымогателей, следил за ходом торговли и определял прибыли предпринимателей. В зависимости от полученного дохода устанавливался размер взимаемой суммы.

Сбор дани по графику

Как правило, за данью рэкетиры приезжали в определенные дни, по ими составленному четкому графику — в конце или начале месяца. Вели себя, как хозяева жизни: пройдут по рынку, соберут немалые деньги, а «оброк» обычно собирается с нескольких, порой десятков продавцов, и спокойно уезжают. Конфликтов у рэкетиров по поводу полученных денег никогда не возникало, все они делились между участниками группы поровну, все было поставлено на твердую основу, как в отлаженно действующей организации. Если коммерсант уплатил, то никто к нему больше не подходил и не требовал деньги до определенного срока. Иногда кивали головой и говорили: «Мы в курсе, ты рассчитался». С теми, кто регулярно «отстегивал» рубли, вели себя вежливо, порой спрашивая: «Ну как, никто не обижает?» — и, удовлетворенные положительным ответом, уходили. Бойкая четверка обложила поборами многих предпринимателей. Практически ни один не был от них избавлен, «амурская» бригада всех держала в страхе, платили послушно, опасаясь за жизнь свою, близких и принадлежащее им имущество. Один из коммерсантов позднее заметил: «Мы не могли выступить против них, мы были разобщены, а их много, они организованны и сильны, а мы — кто в лес, кто по дрова». Если же кто-то из торговцев старался оттянуть время и пытался скрыться или перебраться на другой авторынок, его все равно находили и требовали с угрозами уплатить деньги: «Сейчас не уплатишь, цена за место вырастет вдвое».

Один из коммерсантов, Валентин ЗОСИМОВ, занимался торговлей запчастями с начала 90-х годов на авторынке по пр. Губкина. К нему сразу же подкатили несколько молодых людей и, представившись «амурскими», спросили:

— Крышу имеешь?

-Нет.

— Значит так, будешь платить по 200 рублей в начале каждого месяца.

ЗОСИМОВ оказался в безвыходном положении и ему пришлось выкладывать «на лапу» вымогателям назначенную ими денежную сумму. Через некоторое время он решил перебраться в пос. Чкаловский, но его и там нашли и потребовали платить уже по 300 руб.: «Не надо от нас прятаться, надо делиться». ЗОСИМОВ попытался было ответить отказом, но ГЛАДКИХ зло сказал:

— Ты думаешь, мы тебя бить будем? Мы натравим на тебя наркоманов, они тебя на иглу посадят, через неделю сам к нам на коленях приползешь, под нашу «крышу», но цена уже будет другая. Понял?

— Понял, — обреченно ответил торговец.

В мае 1997 года один из предпринимателей, Николай ВОЛКОВ, попытался отказаться платить, сказав, что «сворачивает» торговлю. ГЛАДКИХ и ДМИТРЮК потребовали за уход с рынка две тысячи отступных либо продолжать работу и платить за «место», в противном случае угрожали отнять автомашину и забрать товар. ВОЛКОВ снова был вынужден торговать и выплачивать мзду.

В конце октября 1998 г. обозленные до предела наглыми поборами коммерсанты чуть не устроили настоящий бунт против вымогателей, отказываясь платить за «крышу». Немедленно «четверка» и еще несколько человек приехали на рынок, они были взвинчены и озлоблены и потребовали плату за безопасность торговли. Большинство предпринимателей воспротивились требованиям. Тогда «амурские» стали хватать с прилавков запчасти и складывать в багажник автомашины. ГЛАДКИХ при этом повторял: «Когда надумаете платить, тогда отдадим». Забрав у наиболее несговорчивых коммерсантов весь товар, они уехали. Один из предпринимателей с горькой иронией произнес: «Это же беспредел. Белые идут — грабят, красные — тоже грабят. Надо что-то делать!»

В дело вступает УБОП

Коммерсанты обратились в УБОП с заявлением о криминальной ситуации, сложившейся на авторынках. Сотрудники управления смогли быстро установить преступников, характер их взаимоотношений в группировке, движение денежных средств, лидерство, роли каждого. В феврале прошлого года все четверо преступников были задержаны в квартире ГЛАДКИХ и заключены под стражу.

В разное время расследование проводили старшие следователи: УБОП — Е.МИЛЕНИН и уголовного розыска при УВД Омской области — И.ЦЫГАНОК. На допросах все задержанные отказались признавать свою вину. Они утверждали, что сами занимались предпринимательской деятельностью, хотя официальных документов на нее не имели. ГЛАДКИХ показал, что ездил несколько раз в Тольятти за автозапчастями, привозил их, сам не торговал, а отдавал другим на реализацию. С БРАГОЙ, ДМИТРЮКОМ и КАЛАШНИКОВЫМ знаком с детства, никаких денег ни у кого они не вымогали, никому не угрожали, в преступной группировке не состояли… А запчасти, мол, отдавал на продажу различным коммерсантам.

Несмотря на отрицание вины, следствие доказало ее всеми материалами уголовного дела, в основном свидетельскими показаниями. Анализируя доказательства, следователи пришли к выводу, что в действиях обвиняемых содержатся признаки состава преступления: вымогательство и грабежи, совершенные организованной группой молодых людей, которые занимались этим в течение шести лет ежемесячно, и все это время состав группы был устойчив и практически не менялся, в своей деятельности они использовали автомобиль, общие средства связи, согласованно действовали при вымогательстве денег. В случае задержки торговцем платы подходили многочисленной группой, чтобы оказать дополнительное психологическое воздействие. Утверждения обвиняемых о том, что потерпевшие платили им деньги за якобы переданные на реализацию товары, следствие посчитало лживыми.

В апреле прошлого года Советский районный суд рассмотрел уголовное дело по обвинению Владимира ГЛАДКИХ, Олега БРАГИ, Алексея ДМИТРЮКА и Дмитрия КАЛАШНИКОВА в вымогательстве и грабеже. Суд учел, что ими совершены тяжкие преступления, и приговорил первых троих к наказанию в виде лишения свободы на семь лет каждого в ИК строгого режима с конфискацией имущества. КАЛАШНИКОВ приговорен к условному наказанию с испытательным сроком в три года.