Александр Третьяков родился в Омске в 1969 году. В 1993-м закончил истфак ОмГУ, а еще годом раньше организовал свою, первую фирму — торговый дом «Мемфис». С тех пор молодой предприниматель успел проявить себя в различных отраслях бизнеса. Помимо оптово-розничной торговли продуктами питания, он сегодня является представителем Рыбинского моторостроительного завода, производящего снегоходы «Буран» и «Тайга», стал соучредителем сети кафе, в которую входят известные всем омичам «Сибирские пельмени» и «Старый Омск», а также пока молодой, но уже успевшей заявить о себе проектно-строительной фирмы «Новострой». Кроме того, занимается Александр Третьяков и производством, точнее, добычей и переработкой сапропеля.
Обладая столь разносторонними интересами, он успел проявить себя как толковый бизнесмен, не лишенный к тому же организаторских способностей, и, как видите, сумел завоевать авторитет и доверие коллег по цеху. О том, как новый президент Омского областного союза собирается представлять и отстаивать их интересы, далее и пойдет речь.
— Александр Георгиевич, всем представляется, что любой предприниматель в первую очередь заинтересован в успехе и процветании собственного бизнеса, и гораздо больше чем в чем-то другом. Что же подвигло вас занять столь ответственный пост и взяться за отстаивание уже не только своего, но и общего дела?
— Имея достаточное количество направлений в своей предпринимательской деятельности, мне постоянно приходилось сталкиваться с самыми разнообразными трудностями, преодолеть которые в одиночку порой было практически невозможно. Пути развития бизнеса в нашей стране зависят от самых, казалось бы, невероятных причин, и получается так, что, если сами предприниматели не отстаивают своих интересов, никто за них это делать не будет. К этому выводу я волей-неволей пришел давно, и постепенно во мне созрела необходимость взять на себя ответственность и отстаивать уже не только свои, но и общие для всех предпринимателей интересы. Считаю, что определенный потенциал для этого у меня имеется, потому и решился на столь серьезный шаг.
— При этом вы, естественно, заручились поддержкой своих коллег, но скажите, положа руку на сердце, представляет ли сегодня предпринимательство в России, и в Омском регионе в частности, реальную силу?
— Безусловно. Малый и средний бизнес занимает сегодня немаловажное место в экономике региона, как, впрочем, и всей страны. О его значимости можно судить лишь по нескольким цифрам. Во-первых, это количество занятых в этой сфере людей. Так, в Омске сегодня насчитывается почти 11 тысяч малых и средних предприятий, а количество работающих только в малом бизнесе составляет 115 тыс. человек.
Если говорить об объеме налоговых поступлений в бюджеты всех уровней из этого сектора экономики, они тоже весьма высоки. Например, за первое полугодие 2000 года малый бизнес Омска принес государству 742 млн. рублей. К тому же, являясь на сегодняшний день наиболее мобильным и в меньшей степени зависимым от внешних факторов, чем крупные госпредприятия, малый и средний бизнес сейчас в основном и обеспечивает поступление живых денег на неотложные нужды региона, обеспечивает социальную сферу. Но самое главное, что предпринимательство не стоит на месте, идет его постоянный рост, поэтому тенденция к увеличению его значимости сейчас просматривается четко. Это, конечно же, не может не вызывать интереса у государственных институтов, которые, убеждаясь, что этот сектор экономики все стремительней набирает силу, должны открыть ему все пути для дальнейшего стабильного развития, стремиться создавать для этого все условия.
— За минувшее 10-летие нашими многочисленными правительствами было принято столько всевозможных программ поддержки малого и среднего бизнеса, что, кажется, выжил он только чудом.
— К сожалению, большинство этих программ оставались лишь на бумаге или, в лучшем случае, начинали работать в центральных регионах страны — к примеру, в столице. Результат такой избирательности сегодня заметен и невооруженным глазом. В тех регионах, где к предпринимательству с первых дней его становления относились с должным вниманием, экономика в настоящий момент процветает и уровень жизни, причем не только в Москве, но и, например, в соседнем Новосибирске сейчас значительно выше, чем в Омске.
— И все же от некоторых нововведений, наверное, лучше бы было держаться подальше. Вспомнить хотя бы, какой протест у омских предпринимателей вызвали решения федерального центра о повальном введении кассовых аппаратов или закон о едином налоге на вмененный доход. Впрочем, если не ошибаюсь, в Омске между региональной законодательной властью и предпринимателями тоже существовали разногласия по этим и другим вопросам? Удается ли их избежать теперь?
— У нас это также одна из главных проблем, но надо признать, что сейчас она уже далеко не такая острая. В свое время поставив перед собой задачу снять законодательные тормоза, препятствующие развитию бизнеса в регионе, областной союз добился определенных успехов.
Убедить законодателей в правильности предлагаемых нами законопроектов, в принципе, было бы делом несложным, поскольку они не могут не понимать, что стабильно работающий и развивающийся малый и средний бизнес способен существенно пополнить бюджет, повысить благосостояние всех жителей Омска и области. Однако нередко депутаты Законодательного собрания отказываются рассматривать стратегические перспективы этого сектора экономики и принимают законы, направленные только на удовлетворение нужд дня сегодняшнего. Впрочем, я думаю, что мы сумеем аргументированно доказать экономическую целесообразность принятия законопроекта «О дополнительных гарантиях развития малого предпринимательства Омской области». Во-первых, мы учли замечания и доработали сам проект. А во-вторых, интересы нашего сектора экономики в ЗС весьма эффективно представляют руководители трех известных омских предприятий. Так что, надеюсь, в нынешнем законодательном сезоне предложенный нами проект областного закона будет принят.
В нем предусмотрены основные меры государственной поддержки малого бизнеса, соответствующие федеральному законодательству. А также ряд гарантий, которые будут способствовать развитию малого бизнеса и которые были успешно опробованы в других регионах. Кроме того, мы предлагаем заложить в областной бюджет целевые средства на поддержку инвестиционных проектов через механизм понижения банковской ставки для тех проектов, которые относятся к приоритетным направлениям развития экономики региона и от которых отдача будет получена в виде новых рабочих мест и дополнительных налоговых поступлений в бюджет.
— Кроме проблем законодательного характера у омского бизнеса, вероятно, существует и много других. К примеру, контролирующие органы…
— Разумеется, нынешние взаимоотношения предпринимательства с различными контролирующими и согласовывающими организациями оставляют желать много лучшего. Дело в том, что большинство из них, являясь федеральными, обладают достаточной самостоятельностью и нередко оторваны от проблем региона. Поэтому они иногда допускают превышение своих полномочий, и, что самое печальное, у предпринимателей в ряде случаев просто нет возможности урегулировать возникающие разногласия.
Сейчас эта система начала упорядочиваться (по крайней мере, мы стараемся это делать). Надеюсь, в этом нам очень поможет и принятое Комитетом по антимонопольной политике в ноябре прошлого года решение о создании в субъектах РФ межведомственных комиссий, которые будут решать все спорные вопросы и, кроме того, вырабатывать необходимые инструктивные рекомендации для многочисленных контролирующих структур. Например, связанные с количеством проверок или со временем по согласованию того или иного предложения, вынесенного в какую-либо комиссию.
— В заключение нашей беседы хотелось бы поинтересоваться, оставляет ли вам столь активная коммерческая и общественная деятельность время на досуг и как вы его проводите?
— Времени на досуг очень мало, но если иногда выдаются свободные от работы дни, стараюсь проводить их на природе.