НА ПОРОГЕ НЕВЕДОМОГО ВЕКА

Как вы уже убедились, зима XXI века ничем не отличается от зимы ХХ-го, и снег третьего тысячелетия абсолютно идентичен снегу второго. А скоро вы убедитесь (когда начнется предвыборная драчка за кресло омского мэра), что и в человеческом сознании космическая смена тысячелетий никакими моральными потрясениями и прозрениями не отмечена. И это вполне естественно — эволюция не подчиняется календарям.

Строго говоря, граница веков и тысячелетий достаточно условна — вроде бы только календарная и не более того. А то, что иногда захватывает дух от сознания выпавшего на нашу жизнь рубежа — уникального за последнюю тысячу лет — так это от простой человеческой задумчивости, свойственной, кстати, далеко не всему населению земного шара.

И все же… Даже на уровне социума форма нередко обращается в содержание, ритуалы заслоняют смысл, средства заменяют цель, а формальные даты обретают непонятную власть и начинают реально действовать.

Впрочем, все это слишком тонкие материи для популярного еженедельника. Но коль скоро рубеж обозначен, то почему бы не использовать его во благо. Почему бы (подумали мы в «МК» в Омске») в первые дни нового века не пригласить наших читателей вместе поразмышлять о вещах вечных и глубоких — о любви, достоинстве, этике, о неведомом веке, в который мы вступаем… Не все же только питаться информациями и скандалами, не все же барахтаться в омских разборках, надо же иногда немного остановиться и подумать и поговорить о чем-нибудь более глобальном, чем грядущие выборы мэра или проблемы отопления (не в ущерб и тому и другому).

Например, о том, каким он будет — новый век. Ведь как едко пошутил главный краевед «МК» в Омске» Иван Павлович Шихатов: «Мы закрыли XX век, а XXI век закроет нас».

Если просто экстраполировать на новый век кривую самоуничтожения человечества, то перспективы встают самые мрачнейшие. ХХ-е столетие было воистину канибалистским, отмеченным изобретениями изощреннейших средств истребления людей — от газовых камер до атомных бомб — и «обкаткой» людоедских политических режимов. Если так дальше пойдет, то наступление XXII века будет уже некому отмечать. Правда, есть надежда, что кровавые уроки ушедшего столетия, уроки Германии, России, Кампучии, Хиросимы не прошли даром, и человечеству все-таки хватило ума ужаснуться. Есть надежда, что мир становится гуманнее, что границы — государственные, межрелигиозные, классовые, национальные — становятся более мягкими. Вот уже и новому поколению россиян открылся огромный мир, который даже и не снился их отцам и дедам, запертым за «железным занавесом». Правда, плата за эту свободу, как и полагается, оказалась весьма высокой, но свобода никогда и нигде не шла по дешевке.

Мир стал гуманнее, цивилизованнее? Но ведь буквально 12 лет тому назад в великом и могучем СССР первое же «дозволено!» сдуло с человека и налет цивилизации, и десятилетиями внедряемый «моральный кодекс строителя коммунизма». И из-под человеческого обличия выглянул такой зверь — в Фергане, в Сумгаите, в Абхазии, Молдове, Чечне, что говорить о цивилизации и эволюции стало как-то неуместно.

Этот зверь переполз за нами в новый век. Имя ему — национализм. Омерзительнейшая, надо отметить, «религия», одинаково уродливая на любой почве — христианской, мусульманской, иудейской, атеистической. У этого урода сейчас подрос и нарастил мускулы весьма зловещий и агрессивный детеныш — тот самый фундаментализм,
к которому просто язык не поворачивается добавлять благородную приставку «исламский». Эти дикари со «стингерами» и на танках к исламу имеют такое же отношение, как инквизиция к христианству и Сталин к коммунизму. Но у них средневековая энергия, идеологическая молодость и никаких оков цивилизации. Вот они в новом веке вполне могут показать остальному гуманному миру, что такое средневековый фанатизм, вооруженный атомными ракетами.

И все-таки в мире произошли изменения, внушающие надежду на гуманизм XXI века. Вождям и диктаторам в этом мире уже неуютно, они теперь должны как-то подлаживаться под цивилизацию, поигрывать в демократию. Может, в новом веке нашей стране, наконец, воздается за тот горький и великий урок, который она преподнесла остальному человечеству? Хочется верить… не за себя — за наших детей.

Однако оставим геополитические «страшилки», встряхнем головой и вернемся на наш омский «шесток», где продолжаются политические разборки XX века, перекрываются дороги, тревожат коммунальные платежи, проходят выставки и спектакли, совершаются преступления — в общем, идет обычная жизнь…