Одной из главных его особенностей является отмена налоговых льгот предприятиям малого бизнеса. Малый бизнес не лишается поддержки государства вовсе. Правда, основная доля участия в решении проблемы ложится на плечи региональной власти. Но и раньше ей приходилось выполнять главную часть работы в этом вопросе. В Омской области действует программа «Основные направления развития малого предпринимательства в 1999-2000 годах», в январе начался новый двухгодичный этап программы.
Что же предлагается взамен упраздняемых льгот молодому неокрепшему бизнесу? В данное время областной законодательной властью разрабатывается альтернативная схема поддержки малого бизнеса. Вместо снижения налоговых ставок, вместо бюджетных ссуд, выделяемых в надежде получить потом отдачу в виде качественных и конкурентоспособных товаров, будут созданы условия, при которых предприниматель сам станет находить инвестиции для развития своего дела. Допустим, на поддержку малого бизнеса областной бюджет ежегодно выделяет 2 миллиона рублей. Сама по себе эта сумма для целого региона более чем недостаточна, поддержку получат единицы, размеры этой поддержки также будут невелики. При этом высок риск невозврата кредита. В качестве альтернативы возможно следующее. Предпринимателю предлагается взять необходимую ему сумму в банке в качестве кредита. Государство же берет на себя оплату части процентной ставки, взимаемой банком за услуги. Размер возмещаемой предпринимателю суммы зависит от того, насколько государство заинтересовано в его деятельности. При этом претендент на получение банковской ссуды должен быть классифицирован по принадлежности к одной из категорий, имеющих право на поддержку.
Первую категорию представляют собой предприятия малого бизнеса, обладающие вполне конкретными запатентованными ноу-хау, которые смогут составить нормальную конкуренцию на внешнем рынке. Таким предприятиям предполагается возмещать до 80 процентов ставки кредита. Далее — предприятия, также обладающие какими-либо разработками, ориентированными на внутренний рынок. Они смогут претендовать на возмещение половины кредитной ставки. Третья категория — предприятия, производящие продукцию, в которой просто существует потребность. Для таких предприятий установлен 20-процентный бонус.
Но если такая поддержка будет безвозмездной, то можно ли говорить, что те самые 2 миллиона будут потеряны для бюджета однозначно? Предполагается, что отдача от такого рода вложений произойдет в виде налоговых отчислений предприятий, получивших поддержку. Непосредственный механизм предоставления подобных процентных гарантий еще находится в стадии разработки. Не ясно пока, каким из предприятий будет отдаваться предпочтение, кем и каким образом будут определяться категории принадлежности предприятий малого бизнеса, не определен еще круг банковских учреждений, которые будут задействованы в схеме. Существуют сложности и с бюджетным финансированием программы.
Впрочем, даже в условиях так плохо себя зарекомендовавших прежних законов малый бизнес успел занять вполне определенную нишу в экономике. К примеру, в Омской области, которая по вполне объективным причинам не относится к самым благоприятным для развития бизнеса регионам, предприятия малого бизнеса создают 10 процентов валового регионального продукта. В области в сфере малого бизнеса работает около 200 тысяч человек. Другое дело, что это — всего лишь ниша, главную же роль в экономике страны по-прежнему играют порожденные еще советской системой гиганты, большей частью монополисты в своих отраслях. Что же из себя представляет нынешний малый бизнес? В Омской области, не являющейся исключением из общего правила, на 80 процентов это — предприятия торговли, общественного питания, небольшие строительные фирмы, занимающиеся в основном строительством частного жилья. Как результат — слабо развивающееся производство товаров народного потребления, низкие налоговые поступления из этого сектора экономики: всего 8-9 процентов в бюджете.
Лучше дело обстоит в сельском хозяйстве. В области насчитывается более 7 тысяч фермерских хозяйств, результатом труда которых являются 15 процентов всего собранного в области урожая зерна. Несмотря на некоторое уменьшение числа хозяйств -в 1998 году их было почти восемь с половиной тысяч — сохраняется общая высокая производительность. При этом средний надел земли увеличился с 50 до 90 гектаров. Это говорит не о сокращении численности, а скорее об укрупнении фермерских хозяйств, происходящем не только в нашей области.
Рискуют оказаться обойденными многие предприятия среднего бизнеса: сточки зрения российского законодательства его вообще не существует. И если для предприятий, тяготеющих больше к крупному бизнесу, эта проблема не так актуальна, то тем, кто лишь не намного вышел за рамки малого бизнеса, государственная поддержка была бы нелишней.
Преимущества предложенной схемы перед существовавшей ранее несомненны. Одно из главных — на ту же сумму, предусмотренную бюджетом, привлекается больше инвестиций: по мнению экспертов — в 10 раз. Если эти прогнозы оправдаются, в экономику области будет привлечен объем финансовых средств, достаточный для ее стабильного развития. Также значительно снизится финансовый риск для государства. Есть еще одна положительная сторона в новом законопроекте. В результате его действия получат надежное подспорье в виде гарантированной прибыли банки, занимающиеся ссудной деятельностью. Это при том, что призрак краха банковской системы все еще беспокоит нестабильное государство. Да и сами предприниматели получат хороший стимул и более широкие возможности для поиска кредитов на приемлемых условиях. Были бы только эти условия приемлемыми.