МАРШРУТКИ ПЫТАЮТСЯ ЦИВИЛИЗОВАТЬ

МАРШРУТКИ ПЫТАЮТСЯ ЦИВИЛИЗОВАТЬ

По данным управления транспорта, на улицах нашего города перевозят пассажиров 243 маршрутки, владельцы которых заключили договоры о сотрудничестве с МУ "Контрольно-эксплуатационная служба" ("КЭС"), 184 по договорам с ПАТП и 143 муниципальных.

В то же время в ходе проведения городского профилактического мероприятия по проверке транспортных средств, проводившегося с 21 февраля по 13 марта, совместными усилиями Омского отделения Ространсинспекции, ГИБДД, налоговой инспекции, линейных контролеров МУ «КЭС» и представителей ПАТП, было проверено 853 подвижные единицы, которые работают в режиме маршрутного такси, и выявлено 606 различных нарушений. Прошедшая проверка подтвердила, что многие частные предприниматели перевозят пассажиров без согласования с управлением транспорта, ГИБДД, даже не имея лицензии на этот вид деятельности.

Маршрутки предпочитают центр

Никто не будет спорить, что массовое появление маршрутных такси помогло снизить транспортную напряженность с перевозкой пассажиров. Однако явно бросается в глаза, что маршруток больше всего на «хлебных» маршрутах, которые проходят по центральным улицам, а на окраинах дождаться их порой проблематично. Это связано еще и с тем, что водители микроавтобусов обычно стремятся забить салон до отказа на первой остановке, и пассажирам по пути следования садиться уже некуда. Стремление частных перевозчиков ездить преимущественно по маршрутам, которые приносят большой доход, вполне понятно. Но стремление частников срубить побольше денег приводит к перегрузке центральных магистралей, повышенной аварийности. Да и остановки общественного транспорта в основном не приспособлены к большому скоплению транспортных средств, автобусам нередко подолгу приходится ожидать, пока остановка освободится от более шустрых маршруток.

Страдает от избытка машин и экология. Управление транспорта провело обследование на ЗО центральных перекрестках города, которое показало, что экологические параметры в 5-6 раз превышают допустимые. Согласно Закону об общих принципах местного самоуправления, муниципальная власть отвечает за обеспечение перевозки пассажиров, устанавливает правила организации перевозок. В то же время лицензии на перевозку пассажиров выдает Ространсинспекция. В лицензионных условиях нет обозначения маршрута, поэтому выходит, что, получив лицензию, можно ездить чуть ли не где угодно. Лицензий на пассажирские перевозки в Омске инспекцией выдано намного больше, чем утверждено маршрутных схем движения управлением транспорта и ГИБДД.

— На каждом маршруте должно быть определенное количество транспортных средств, — уверен заместитель начальника управления транспорта Александр ИЛЮХИН. — Дважды в год мы проводим исследования дорожных условий и пассажиропотока, соответственно, должны пересматриваться и схемы движения. Однако некоторые перевозчики, один раз утвердив маршрутную схему, почему-то считают, что сделали это на всю оставшуюся жизнь, и менять ее, несмотря на изменившиеся условия, не хотят. Чтобы перевозка пассажиров частными владельцами транспортных средств была организованной и подконтрольной, нужны законодательные акты, позволяющие муниципалитету управлять частными перевозчиками.

Законодательное собрание вот уже несколько лет не может принять областной Закон о наземном пассажирском транспорте. В результате, частный извоз развивается бесконтрольно, многие предприниматели, перевозящие омичей. Практически ничего не платят в местный бюджет. Отсутствие четких правил, регулирующих пассажирские перевозки, на федеральном и региональном уровне и приводит к тому, что между муниципалитетом в лице управления транспорта и частными перевозчиками существует определенная конфронтация. Городские маршруты для маршрутных такси по-хорошему должны распределяться только на конкурсной основе. Чем выгоднее маршрут, тем больше должны платить за право по нему ездить перевозчики. Но пока омские маршрутки — кто в лес, кто по дрова.

Что за езда без нарушений?

К пассажирскому транспорту должно проявляться повышенное внимание со стороны ГИБДД и прочих проверяющих, ведь в случае аварии может пострадать много людей. Из 606 нарушений, выявленных в ходе городского профилактического мероприятия по проверке транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, больше всего приходится на перевозку без договоров на обслуживание — 122, блокировку задних дверей — 117, отсутствие схемы движения — 102. Нарушение положенной экипировки зафиксировано у 62 маршруток, отсутствие путевого листа — у 66, лицензионных карточек — у 35, наличие ГСМ в салоне — у 30, отсутствие билетной продукции — у 16, непрохождение медицинского контроля — у 11, изменение схемы маршрута — у 7. Этими нарушениями занимаются в ГИБДД, но гарантии того, что после символического наказания владельцы и водители «ГАЗелей» в корне переродятся, нет никакой.

Ранее фиксировалось немало случаев, когда за рулем маршрутки оказывался водитель в нетрезвом состоянии. Никому из пассажиров не придет в голову попросить водителя дыхнуть, чтобы убедиться в том, что тот, кому мы доверяем свои жизни, трезв. Никому не хочется, заплатив пять рулей за проезд, попасть вместо нужной остановки в больницу или, не дай бог, на кладбище. Так что, садясь в маршрутку, не вредно помолиться, на всякий случай. Кстати, непрохождение медицинского контроля в ходе проверки зафиксировано не только у частников, но и у водителей ПВАТП-9 — 6 случаев.

Появившиеся на омских улицах маршрутки оттянули от муниципальных автобусов наиболее платежеспособных пассажиров. Теперь в автобусах ездят преимущественно плохо компенсируемые льготники и владельцы проездных (тоже весьма льготных). В то же время маршрутки, днем снимающие пассажирские сливки, повсеместно исчезают с маршрутов вместе с автобусами после 22 часов. Никто толком не контролирует график движения маршрутных такси, во многих из них ККМ присутствуют только в качестве декорации. Во всяком случае, лично мне во время поездок на маршрутках никто ни разу не предлагал ни билета, ни талончика. Вот и выходит, что владельцы маршруток, заплатив за лицензию, стараются ничего не платить муниципалитету и уходить от налогов. Между тем, с одной машины, как признаются сами владельцы, они получают чистый доход от восьми до десяти тысяч рублей в месяц.

Грешно считать деньги в чужом кармане, но с бесконтрольностью, которая существует из-за правового вакуума, в частном извозе все же нужно как-то бороться. Возможно, план мероприятий по профилактике и пресечению противоправных действий при осуществлении перевозок на городском пассажирском транспорте, утвержденный ГИБДД, Ространсинспекцией и управлением транспорта, поможет изменить нынешнюю ситуацию. С 21 февраля по апрель реализуется первый этап этого плана, потом будут проводиться следующие. Проверки, конечно, не смогут кардинально перестроить частный извоз, но, будем надеяться, омские маршрутки хоть чуть-чуть цивилизуются и нарушений станет меньше.