Антонине Александровне Порфиненко 78 лет, и последние три десятка из них она прожила в доме 56а по улице Свободной. Когда-то они с мужем переехали в Омск из Любинского района и купили этот дом с небольшим кусочком земли. Мужа Антонина Александровна похоронила, четверо детей определились и давно звали ее из старого домика. Но она не соглашалась: привыкла жить на земле. Потом случилась беда: когда в ноябре прошлого года на теплотрассе произошел порыв, Антонина Александровна с ожогами ног второй и третьей степени месяц пролежала в больнице Скорой помощи. Благо детей вырастила хороших: они носили и лекарства, и бинты, и передачи.
— Здоровье мамы после пережитого шока сильно пошатнулось, ноги долго гноились, — говорит Валентина Мельниченко, дочь Антонины Александровны. — Обострились хронические болезни. Но она настояла на том, чтобы опять вернуться в свой дом, и сейчас там живет.
Ходить по инстанциям у пожилой женщины сил нет, и хлопотала о компенсации на ремонт дома, размытого огорода, снесенного потоком забора дочь Валентина. Еще в январе генеральный директор Омскэнерго — а на эту структуру возложили ответственность за аварию и ее последствия — Александр Антропенко подписал письмо, где среди других значилась и сумма компенсации для Порфиненко — 51 тысяча 704 рубля. Потом в компании все переиграли, решили сами сделать ремонт.
— Под мамин дом подвели кирпичный фундамент, частично восстановили забор, — рассказывает Валентина Мельниченко. — Но сливную канаву при этом засыпали землей. И теперь старики, которые остались в домиках на Свободной, сидят окруженные земляной жижей и боятся, что вот-вот наступит потоп. Маминым соседям на днях по их просьбе привезли песок — несколько маленьких мешков. Выглядело это как издевательство. Там нужно как минимум несколько машин с песком.
Как издевка выглядит и компенсация, которую выдали 78-летней Порфиненко — 700 рублей. Грамотные спецы из Омскэнерго при этом не забыли взять со старушки и с ее пожилых соседей расписки в том, что претензий к Омскэнерго они не имеют.
— Первоначальная сумма компенсации — 51 с лишним тысяча рублей — это наша ошибка, — сказала корреспонденту «Вашего ОРЕОЛА» начальник отдела управления имуществом АК «Омскэнерго» Галина Гольдина. Благоустройство мы доведем до конца. А что касается лечения Порфиненко, то к нам за компенсацией на медикаменты никто не обращался.
Но в Омскэнерго прекрасно знали, что несколько человек попали в больницы с ожогами! А если бы у Антонины Порфиненко не было детей?
— Мама, как и другие старики, уже ни на что не претендует, хотя дом после аварии нуждается в ремонте, — говорит дочь Антонины Александровны. — Но до чего же больно смотреть, как мыкаются сейчас старики, чья и без того нелегкая жизнь после аварии стала совсем невыносимой.
Представим, что тепловые сети прорвало бы где-нибудь в Долине нищих. Тут манипуляции с суммами компенсаций у энергетиков бы не прошли. Там жители покруче несчастных стариков, они бы и ущерб до копейки подсчитали, и моральный вред предъявили.
Депутат Законодательного собрания Сергей Новиков написал официальное письмо прокурору области с просьбой провести проверку по факту оказания АК «Омскэнерго» помощи жителям домов на улицах Подгорной и Свободной. Вот только доживут ли старики до того, когда энергетики восстановят в их лишенном благ цивилизации уголке города хотя бы минимальный комфорт, в каком они жили до аварии?