Наступил момент истины — финал. В решающем поединке сошлись наш «Авангард» и магнитогорский «Металлург». Омичи уже добились самого крупного успеха в своей истории. «Магнитка» же пытается вернуть себе титул лучшей команды страны, который она потеряла в прошлом сезоне. Как писал классик: «Театр уж полон. Ложи блещут» -битва за «золото» к моменту выхода этого номера «Ч» уже разгорелась вовсю.
Но о главных для омских «ястребов» матчах сезона позднее. Для начала вспомним, что путь к финалу получился у «Авангарда» наитруднейшим. Подопечные Геннадия Цыгурова одолели последовательно тольяттинскую «Ладу» и ярославский «Локомотив». Для этого за пятнадцать дней им пришлось провести десять (!) матчей. Автору этих строк повезло. Он видел не только те из них, что проходили на льду СКК имени Виктора Блинова, но и состоявшиеся на выезде — в Тольятти и Ярославле. Результаты приводить нет смысла, они всем известны. Остается попробовать описать то, что осталось за кадром.
Плей-офф — это форменное сумасшествие и неминуемая прибавка седых волос на головах болельщиков, тренеров и самих участников игр — хоккеистов. У поединков на вылет своя аура, свой притягательный аромат. На кон выставляется все — честь клуба, его благосостояние на будущий сезон, престиж города и области, в конце концов. Одним словом, ажиотаж царит невероятный. Вот «Авангард» улетает в Тольятти. Команду, понятное дело, сопровождает множество официальных и не очень лиц. Помимо них чартер берет на борт еще и штатных охранников клуба. Зачем? Чтобы хоккеисты, готовясь к матчам, чувствовали себя комфортно, как в гостинице, так и в гостевом дворце спорта. Шаг оправдывает себя полностью. Следом секьюрити полетели и в Ярославль — город, славившийся экспансивным поведением своих болельщиков. Там дошло до того, что тренер омичей Евгений Шастин на календарной игре, которая состоялась в сентябре прошлого года, вступил в рукопашную с одним из фанов. Что ж, наша служба безопасности не подкачала и в гостях у «Локомотива».
В плей-офф не бывает мелочей. Здесь многое зависит от случая, одной улыбки Фортуны. Может быть, поэтому хоккеисты, которые, как и все спортсмены, в подавляющем большинстве — народ суеверный, на решающей ста-то не бреется после победных матчей, кто-то предпочитает не давать «до срока» никаких интервью. Просыпается у команд и вера во всевышнего. Так, перед четвертой игрой серии «Лада» — «Авангард» вазовцы, им победа была крайне необходима, пригласили в свою раздевалку двоих представителей православной церкви. Служители Бога пришли с кадилом, окропили святой водой, игроков? и… «Лада» выиграла! Вот только в серии все равно верх взял «Авангард». Стало быть, тольяттинские молитвы до Омска не долетели.
Ну а теперь о тех, для кого, собственно говоря, все и устраивается. О болельщиках. Если перефразировать старое советское утверждение, то получается: говорим плей-офф — подразумеваем аншлаг. И наоборот Настоящий фан получает возможность в играх на выбывание оторваться на полную катушку. В том же Ярославле, где зал небольшой, с низкой, в отличие от омского дворца, крышей, был риск уйти после игры оглохнувшим. В Тольятти народ также на единственной трибуне ледового комплекса «Волгарь» не молчал, но там людская масса вырабатывала децибелов поменьше. Но в то же время в столице ВАЗа болельщики оказались добрее, омских фанатов, добравшихся до Поволжья, там встречали доброжелательно (если не брать в расчет местную милицию, прихватившую одного из ребят «отдохнуть» в вытрезвителе). В городе же, основанном Ярославом Мудрым, фаны «ястребов» могли с легкостью угодить в передрягу. Поклонники «Локомотива» то и дело норовили зацепить омичей, в сибиряков на играх в ответ на их кричалки периодически летели пластиковые бутылки, монеты, различный мусор. До открытых столкновений дело не дошло, тем не менее осадок остался. Чуть забегая вперед, скажем: в Магнитогорске у болельщиков «Авангарда» вновь не было проблем — уральцы всегда славились гостеприимством.
И теперь о главном. Как же прошли первые матчи в знаменитой на полмира «Магнитке»?
Сказать, что хоккей в Магнитогорске больше, чем игра, значит, определенно не сказать ничего. В этом уральском городе клюшка и шайба — атрибуты едва ли не религии. В дни решающих матчей местные болельщики готовы молиться на «Металлург», и команда уже заплатила за поддержку титулами лучшей в России и дважды сильнейшей в Европе. Первая игра ознаменовалась грандиозным скандалом. В его центре оказались действия московского арбитра Леонида Вайсфельда. Столичный судья ни с того ни с сего решил, что «Магнитка» без его помощи победы не добьется, и с чувством, с расстановкой начал помогать хозяевам. Ключевые шайбы уральцы забрасывали в тот момент, когда находились в большинстве. Разъяренный такими решениями Вайсфельда президент «Авангарда» Анатолий Бардин выдвинул стихийное требование: отстранить проштрафившегося перед «ястребами» рефери от обслуживания новых матчей финала. Моментально Омск и Магнитогорск превратились в два оппозиционных лагеря. Спор как обычно пришлось разрешать Москве. Президент Федерации хоккея России Александр Стеблин вынес вердикт:
Вайсфельд остается судить. Вторую встречу в куда более мирной обстановке «Металлург» также выиграл и поставил «Авангард» на грань выживания. Дело в том, что за всю историю российских чемпионатов ни один клуб еще не выигрывал золотые медали, проигрывая в финальной серии 0:2.
Сумеют ли «ястребы» воспарить над обстоятельствами — вопрос открытый. 1 апреля в изматывающей борьбе омичи дома одолели-таки «Металлург» -5:3. У нас блистал неподражаемый Максим Сушинский, которому удалось трижды оставить в дураках оборону соперника. Кстати, «Су-33», который в плей-офф категорически не бреется и не дает интервью, вышел на первое место в споре бомбардиров в играх на вылет — он забросил уже 9 шайб. Вчера «Авангард» брал «Магнитку» на приступ еще раз. Если омскому клубу удалось победить, то все в финале началось заново. Впрочем, трех игр хватило, чтобы понять, что серия между омичами и магнитогорцами — настоящий триллер. В самом что ни на есть духе плей-офф. И чем закончится эта битва, мы узнаем меньше чем через неделю. Одно пожелание: пусть победит действительно сильнейший.