Поел беконовской колбаски, выпил домашней самогонки, закусил огурчиком, зашел в музей, посидел на спектакле. Программа выходного дня, доступная каждому гостю или жителю города Омска. От столь высокого визита обычно ждут судьбоносных последствий: громов и молний, порубленных голов или, напротив, шубы с царского плеча и неба в алмазах. Раззудись плечо, размахнись рука, отвали деньжат полтора мешка… Не-што зря шею мыли? Посудачили об этом в Омской губернии и порешили: приехал Владимир Владимирович отдохнуть. Опять же — субботний день. Огурчик с колбаской и музей с театром хорошо в эту версию ложатся. И веет от них чем-то домашним и умильным, очень для харизмы пользительным. Да вот как-то не вяжется это с нашим энергичным гарантом Конституции, летящим по планете, как лыжник с горки.
На берегу.
Есть у толковых руководителей и неплохих журналистов один профессиональный прием: перед тем как принять непростое решение или написать серьезный материал, тему нужно «обкатать». Обговорить на публике, посмотреть на реакцию собеседника. Рискну предположить, что именно за этим и приехал в Омск Владимир Путин.
Прожив год в атмосфере, близкой к всенародной любви, Президент тем не менее понимает, что это будет не вечно. Самое доброжелательное отношение в конце концов сменяется нейтральным нетерпением, а затем и агрессивным непониманием: мол, не пора ли начать? Причем решительно и на многих фронтах — АПК и ВПК, жилкоммунхоз и местное самоуправление.
Глава государства бывает в Омске в среднем раз в пять лет, дело, как говорится, привычное. Но у этого визита была своя особенность: молодой президент приехал к опытному губернатору.
Разные люди, они тем не менее похожи.
Оба пришли к власти резко, не карабкаясь годами по аппаратным ступенькам, уже состоявшись в основной профессии, познав там горький хмель успеха.
Оба вынесли из прошлой, советской жизни лучшее, что в ней было.
Оба — государственники. Под ворохом сиюминутных проблем оба помнят о главном. О России.
При всем при том и президент, и губернатор — живые люди. От смертельной скуки неизбежных официальных церемоний их спасает чувство юмора. Но вот здесь они уже разнятся. Владимир Владимирович предпочитает емкую, лаконичную фразу, а Леонид Константинович охоч на живописную деталь.
Лирическое отступление от скромности.
Трапезу в лузинской семье Поповых и описали, и показали многократно. Однако, как правило, кроме публичных обедов высокого гостя потчуют и в специально отведенной резиденции — на госдаче. Когда-то после ужина там Анатолий Собчак пришел в полный восторг от омских копченостей.
В Питере все эти бастурмы и карбонады импортные — ну совершенная резина на вкус! У Леонида Полежаева жесткое правило: на столе должны быть только омские продукты.
Такого рода госдачи есть в каждой области. Кое-где в последние годы возвели целые дворцы. В Омске все оставили по-прежнему, как при Обкоме, — двухэтажный особнячок, размерами уступающий иным коттеджам «новых омских». Четыре спальни, гостиная с бильярдом и телевизором и столовая. Кстати, президенту понравилось именно это — отсутствие дворца.
Рассказывают, что перед первым приездом Ельцина президентский номер проверяли следующим образом: два бугая из охраны, обнявшись за плечи, прыгнули на кровать. Та треснула. «Экспертизу» выдержало лишь третье ложе для Бориса Николаевича. В этот раз мебель не трещала — Путин в Омске не ночевал.
А вот здание Администрации области и кабинет губернатора он попросил показать. Кабинет многое говорит о человеке. Особое впечатление на него произвела галерея портретов омских губернаторов и последующих руководителей региона. В том числе и тот штрих, что заканчивается она портретом А. П. Леонтьева. Свое изображение Леонид Полежаев повесить не разрешил.
«На медленных тормозах»
Они рифмуются и в желании изменить этот мир к лучшему. Но — «на медленных тормозах», как любил говорить Петр Столыпин и как назвал свою книгу Леонид Полежаев.
«Бекон». Колбаска — колбаской, а «Омский бекон» сегодня — лучшее сельхозпредприятие в России. Это факт официально признанный, и генезис этого успеха интересовал — президента. Когда-то в Лузинский свинокомплекс крепко вложилась советская власть. Затем, уже в рыночные времена, солидный банковский кредит помог провести модернизацию. После дефолта активное участие в стабилизации приняла «Сибнефть».
Так что можно, конечно, надеяться, что АПК встанет на ноги самостоятельно, но пример с «Беконом» показывает, что участие солидных внешних сил помогает это сделать быстрее. Можно дать землю и свободу. Но всегда ли этого достаточно?
Газ и ЖКХ. Огорошенный проблемами жилищно-коммунального хозяйства, Владимир Путин особое внимание обратил на газификацию Омской области — как новаторский эксперимент в реформе ЖКХ. Можно попытаться содрать с нищего россиянина стопроцентную оплату коммунальных услуг, а можно просто удешевить эти услуги — переходом на менее дорогое топливо.
Православие. Впервые после отречения Николая II во главе страны встал истинно верующий, а не «уважительно относящийся к вере» человек. Именно он смог оценить, что за последние годы в области для возрождения духовных начал нации затрачено больше усилий, чем в Москве на восстановление храма Христа Спасителя.
ВПК. А вот об этом они не говорили. Ни слова. Но любопытно, что на первом заседании Госсовета президент хотел поручить Леониду Константиновичу заняться как раз военно-промышленным комплексом. И лишь сам Полежаев попросил для себя ЖКХ. Пожалуй, для страны сейчас это более важно. Сначала спасают дом, и лишь затем — кузницу.
Лирическое отступление о бюджетных деньгах.
Американская мечта блекнет перед испепеляющей страстью россиян последних лет — к бюджетным деньгам. Как всякое бурное чувство, оно способно проявлять себя в разных регистрах.
В пошлой похоти нет ничего, кроме желания дорваться до сладкого куска, хапнуть и рассовать по карманам.
Платоническая любовь, как правило, безнадежна. Любовные послания в виде различных петиций, прошений и законопроектов ответного чувства не вызывают.
Истинная любовь к бюджетным деньгам лежит посередине, Здоровое физическое начало, способность настоять на своем, сочетанные с тонким поэтическим чувством, — только это может вызвать ответную пылкость.
Но как они ветрены и непостоянны, эти бюджетные деньги! Застенчивые, как тургеневские девушки, они и слышать не хотят о любви к ним. Какой тонкой драматургии требует сценарий ухаживания с изящным дебютом, блеском композиции, бурным эндшпилем. Казалось бы, все, ты уже под венцом, но — чу! — дробный стук каблучков, и ты опять один, с дурацким букетом.
Но если ты хочешь иметь детей, оставить след на земле, у тебя нет другого выхода — иди и покоряй.
Президент не хотел уезжать
После визита Владимира Путина Иртыш не повернули вспять, Омск не стал пупом Земли, на него не пролился золотой дождь.
Произошло другое, вроде бы малозаметное событие: президент и губернатор лучше узнали друг друга. Первым следствием этого стало назначение Леонида Полежаева в Госсовет.
Они действительно понравились друг другу. Губернатор признался, что диалог с главой государства был раскованным и насыщенным. Президент заявил, что он такого, как Полежаев, на троих не променяет.
Борт №1 поднялся в воздух на два часа позже запланированного. Президент не хотел уезжать.
Так зачем Владимир Путин посетил Омск? Да отдохнуть. Беседа с умным человеком — это всегда удовольствие. То есть отдых.