БРОНЯ БАНКРОТСТВУ НЕ ПОМЕХА

БРОНЯ БАНКРОТСТВУ НЕ ПОМЕХА

В результате банкротства вместо Омсктрансмаша появятся три новых акционерных общества

17 апреля в Омске с визитом побывали генеральный директор Российского агентства по обычным вооружениям Александр НОЗДРАЧЕВ и начальник Главного бронетанкового управления Министерства обороны РФ Сергей МАЕВ. Они встретились с губернатором Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ и провели закрытое совещание в Конструкторском бюро транспортного машиностроения, на которое не пригласили внешнего управляющего «Омсктрансмаша» Владимира ХАРИТОНОВА. Речь шла о возможном заказе от Минобороны на модернизацию устаревающей бронетанковой техники. Но проблема оказалась в том, что КБТМ даже после передачи ему ряда заводских цеховне в силах самостоятельно осуществлять такую модернизацию.

26 сентября 2002 года по решению арбитражного суда Омской области началась процедура банкротства на крупнейшем омском оборонном предприятии — ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения», 19 декабря там введено внешнее управление. 4 марта этого года внешний управляющий Владимир ХАРИТОНОВ представил собранию кредиторов план внешнего управления, который был одобрен большинством голосов. Долгов у Омсктрансмаша больше одного миллиарда рублей, из них 605 млн голосующих. В то же время балансовая стоимость завода более двух миллиардов млрд рублей, казалось бы, на расчеты с кредиторами с лихвой хватит, но речь о его распродаже пока не идет. Согласно плану внешнего управления вместо одного завода должны появиться несколько акционерных обществ.

Гремя огнем, сверкая блеском стали

— Введение процедуры банкротства спасло завод от полного развала, — считает Владимир ХАРИТОНОВ. — Его уже собирались делить между собой кредиторы, а внешнее управление позволит сохранить завод как единый комплекс. Прежнее руководство не сориентировалось в новых условиях и так толком и не запустило конверсионную программу. До последнего момента на Омсктрансмаше надеялись на военные заказы, вместо того чтобы направить все ресурсы на гражданскую продукцию.

У основного нашего танкового конкурента — Уралвагонзавода — доля оборонной продукции в последние годы не превышала 10% от общего объема, а у Омсктрансмаша не опускалось ниже 90%. Так что в танковой войне победили отнюдь не танки, а именно мирная продукция, за счет которой и выстоял нижнетагильский завод. План внешнего управления как раз и нацелен на переориентацию Омсктрансмаша на гражданскую продукцию. На первом этапе предстоит обеспечить жизнедеятельность завода, возобновить функционирование производства.

Без финансовых вливаний простаивающий завод не оживить. К счастью, у Омсктрансмаша есть инвестор — ЗАО «Мегатранскор», с помощью которого в этом году получен беспроцентный заем в 60 млн рублей. Половина этой суммы пошла на расчеты с энергетиками и на выплату зарплаты. На остальные деньги закупили сырье и комплектующие для налаживания производства.

Задолженность по зарплате превышает 78 млн рублей, из них всего 14 млн на 2002 год. Отчаявшиеся танкостроители пытались получить деньги через суд, в результате у судебных приставов на исполнении находятся иски на 25 млн рублей, по ним арестована часть имущества завода. В прошлом году судебные приставы пытались выставить на продажу котельную Омсктрансмаша чтобы расплатиться с рабочими, но Омскэнерго добилось отмены торгов.

Перекуем мечи на орала

Согласно плану внешнего управления запускаются две конверсионные программы — по производству тракторов и продукции для железной дороги — и одна по выпуску спецтехники. По мнению ХАРИТОНОВА, трактора завод делал неплохие, но это направление совершенно не раскручено. Кроме самого производства предстоит налаживать сбытовую и дилерскую сеть. Планируется выпускать не просто трактор, а универсальную машину, которую можно использовать как экскаватор, как фронтальный погрузчик и вообще в любом качестве за счет многофункционального навесного оборудования.

На первые трактора двигатели получили с «Рыбинских моторов», но постепенно основным поставщиком станет Минский моторный завод. Вообще в перспективе предполагается широкая кооперация с белорусскими тракторостроителями. Пока КБТМ по заказу завода дорабатывает, адаптирует минский дизель. Главное — понять, что же не устраивает в тракторе омских крестьян, сделать его наиболее привлекательным для потребителей.

Прежде чем приступить к производству железнодорожных вагонов и цистерн, что потребует солидных капиталовложений, решено развивать металлургическое направление. В основном пока запускается мелкое и среднее железнодорожное литье, а также литейная продукция для энергетиков и угольщиков. Уже около 10 деталей прошли сертификацию и госприемку, теперь заводу должны присвоить свой серийный номер, чтобы он мог начать снабжать железную дорогу. Соответствующий контракт на поставку деталей с Росжелдорснабом уже заключен.

Кроме основных производств на Омсктрансмаше есть сопутствующие — резинотехническое, пластмассовое, деревообработка. Если их обособить, это были бы лакомые кусочки, но пока решено их не продавать, а развивать. Правда, первые попытки возрождения завода натолкнулись на серьезную проблему — нехватку рабочих многих профильных специальностей. Запланирован выпуск 150 тракторов, а оказалось, что токарей и слесарей-сборщиков под такой объем не хватает. На заводе осталось 4 200 человек, всех отозвали из административных отпусков, но на выполнение программ их явно недостаточно.

Средняя зарплата на Омсктрансмаше около 3 000 рублей, чтобы вернуть ушедших специалистов, потребуется ее существенно поднять. Внешний управляющий для разрешения кадровой проблемы пытается договориться о размещении заказов с Управлением исполнения наказаний, но вряд ли заключенные смогут полноценно заменить недостающих специалистов. В крайнем случае что-то можно попробовать заказать на других омских предприятиях, но это приведет к удорожанию продукции.

Стоят мартеновские печи

На Омсктрансмаше десятки тысяч единиц оборудования, часть из них списанные, но еще вполне пригодные. Чтобы разобраться, что же может понадобиться для планируемых производств, пригласили специалистов из Росстанкоинструмента, которые должны дать квалифицированное заключение. Заводские мартеновские печи давно не используются, предстоит разобраться, что же с ними делать. Для выполнения намеченных программ, скорей всего, потребуется приобретать новые литейные печи.

Остро стоит вопрос модернизации заводской котельной, которая, если, как в эту зиму, не будет отапливать жилые массивы, избыточна для самого Омсктрансмаша. Энергосбережением на заводе никто толком раньше не занимался, вот и получается, что даже при простое потребляется огромное количество электроэнергии. Владимир ХАРИТОНОВ удивляется: такое впечатление, как будто работает какое-то подпольное производство, когда Омскэнерго счета выставляет.

Первоначально генеральный инвестор планировал приобрести часть кредиторской задолженности и выйти на мировое соглашение, но потом решили к этому подойти более взвешенно — уж больно запущено производство. Понятно, что инвестору интересней заниматься реструктуризацией работающего завода, чем стоящего, но, чтобы его запустить, выделенных 60 млн рублей явно недостаточно.
А своих ресурсов у Омсктрансмаша почти не осталось.

При миллиардной кредиторке дебиторская задолженность у завода меньше 100 млн рублей. Из них 55 млн должно государство за содержание мобилизационного резерва, но Минфин даже не обещает рассчитаться. В стадии процедуры наблюдения удалось выбить большую часть долгов из Минобороны.

Танковый ребус

С одной стороны, Минобороны заявило, что до 2010 года оборонных заказов на омские танки не предвидится. С другой, военные заинтересованы в Омсктрансмаше, потому что на вооружении только Российской армии находятся более 6000 танков Т-80 и еще больше Т-55. Если наше танковое производство свернуть полностью, то имеющиеся в войсках танки просто негде будет ремонтировать и модернизировать. Уралвагонзавод, не выпускавший ни Т-55, ни Т-80, не в состоянии этим заниматься.

Перед банкротством завода КБТМ передали на баланс два траснмашевских цеха и 60 единиц оборудования. На содержание мобмощностей нужны огромные средства, банкроту их взять неоткуда. КБТМ без завода самостоятельно не способно выпускать танки, поэтому необходимо выделить спецпроизводство в таких объемах, которые нужны государству. Подспорьем может стать контракт с Южной Кореей на поставку танков, который оформляется по линии Рособоронэкспорта. Если придут южнокорейские деньги, программу по спецтехнике удастся реализовать.

Гендиректору РАОВ Александру НОЗДРАЧЕВУ и генералу Сергею МАЕВУ все же пришлось встретиться с внешним управляющим «Омсктрансмаша», чтобы увязать вопросы сборопроката с процедурой банкротства.

— Сейчас основная задача — вывести предприятие на уровень рентабельности, что позволит рассчитаться по текущим платежам, — рассказал Владимир ХАРИТОНОВ. — На следующем этапе запланировано создание на базе Омсктрансмаша трех акционерных обществ: тракторного, железнодорожного и по выпуску спецтехники. За счет продажи акций можно будет погасить все негосударственные долги, а спецмощности передать государству за долги по налогам опять же в виде акций.

Медсанчасть — с молотка

В плане внешнего управления утверждена реализация непрофильных активов, но для начала все надо ревизовать и паспортизировать. Однозначно планируется продать часть заводского строительного подразделения. А вот детский оздоровительный лагерь «Искорка», базу отдыха «Артын» и профилакторий «Металлург», которые сейчас находятся под арестом, собираются сохранить во что бы то ни стало.

Самая тупиковая ситуация с МСЧ-4, которая на момент введения банкротства оказалась на балансе завода. В отличие от остальных омских предприятий, Омсктрансмаш не передал на баланс муниципалитета здание и оборудование МСЧ-4. Сделано это было с благой целью — не обременять городскую администрацию уплатой имущественного налога. Вот и получилось, что медперсонал и лечебный процесс финансировались из городского бюджета, а движимое и недвижимое имущество содержалось за счет завода.

В прошлом году вроде бы были подготовлены документы по передаче МСЧ-4 с заводского баланса на городской, но что-то не срослось. И вот теперь, согласно закону о банкротстве, лечебное учреждение должно быть продано. Вряд ли у управления здравоохранения найдутся деньги на выкуп МСЧ-4. Если бы не банкротство, можно было бы отдать ее муниципалитету по зачетам долгов в городской бюджет. А теперь придется выставлять на торги. Внешний управляющий договоривается с РФФИ об организации конкурса. Конечно, в условиях конкурса будут прописаны и сохранение профиля, и оказание социальных медуслуг, и прочее, но впервые огромная медсанчасть может перейти в частные руки.

Непосильной ношей для Омсктрансмаша стал жилой фонд: на его балансе находится 198 домов и общежитий. На их содержание приходится тратить по 8-9 млн рублей ежемесячно, что для банкрота не по силам. Переговоры о передаче заводского жилья на баланс муниципалитета ведутся давно, но безрезультатно. 17 февраля эту проблему обсуждали на совещании у мэра Евгения БЕЛОВА. Департамент недвижимости (ДН) отказывается брать жилье, мотивируя это тем, что расходы на его содержание не заложены в нынешнем городском бюджете, и требует компенсацию в 20 млн рублей (первоначально было 100 млн).

ДН был готов отказаться от компенсации, если бы ему достались первые нежилые этажи домов, но они находятся под арестом, да и вообще распоряжается ими, как оказалось, Комитет по управлению имуществом. Денег у банкрота на компенсацию нет, поэтому ДН предложил отложить передачу заводского жилья до будущего года, что для завода совершенно неприемлемо. Внешний управляющий обратился за помощью к губернатору и надеется на решение этого вопроса. А вообще банкротство пока пошло на пользу Омсктрансмашу: производство оживает, долги по зарплате погашаются. Что ж, посмотрим, что будет дальше.