Это случилось в прошлую среду, 16 апреля. Рано утром на завод газовой аппаратуры, что в Октябрьском округе, нагрянул целый вооруженный отряд людей в униформе. Перебравшись через забор, они ворвались изнутри в помещение проходной, грубо расправились с находившимися там безоружными вахтерами и вытолкали их на улицу. И когда затем к заводу подъехали первые рабочие, они оказались перед фактом: их предприятие захвачено собственниками из московской фирмы «Газмаш». Причем подобные силовые действия были предприняты именно в день намеченного очередного собрания акционеров.
А до этого завод больше месяца находился, можно сказать, на осадном положении. И не случайно коллектив вступил в отчаянную борьбу за свои законные права и интересы. Назначенный два года назад на должность директора опытный производственник Евгений Беляев сумел не только поддержать на плаву тонущее предприятие, но и более чем вдвое увеличить объемы выпускаемой продукции, поднять соответственно и уровень заработной платы. Заводчане уже стали забывать о былых длительных простоях, у их предприятия появилась перспектива дальнейшего роста.
Казалось бы, надо и дальше поддерживать такого руководителя. Однако владельцы контрольного пакета акций ОАО «Омгазоаппарат» из московского ОАО «Газмаш» -одной из дочерних фирм «Газпрома» — повели довольно странную политику. С год назад они порекомендовали директору Беляеву нового стратегического партнера -ассоциацию «Сибирь». Как потом узнали омичи, ее исполнительным директором является Евгений Греф — родной брат печально известного министра экономического развития и торговли Германа Грефа. И вот с 4-го квартала прошлого года вся продукция «Газоаппарата» стала реализовываться через разветвленную торговую сеть ассоциации «Сибирь». Однако ожидаемого эффекта от сотрудничества с таким партнером не получилось. Напротив, стали расти убытки. По словам специалистов омского завода, основу газовых плит — металл — «Сибирь» приобретала по ценам процентов на 30 превышающим общерыночные. То же и по другим материалам. А вот готовую продукцию брала на заводе по цене ниже оптовой. К примеру, «Омгазоаппарат» отпускал плиты в свободную продажу оптовикам по цене от 1975 до 2050 рублей, «Сибирь» же установила свою цену — 1880 рублей за единицу, и не больше. Неоднократные обращения директора Беляева к руководству «Газмаша» по этому поводу оставались без внимания. А в итоге завод в четвертом квартале понес убытки в 2 миллиона рублей, здесь вновь начались задержки в выдаче зарплаты.
Одновременно московское руководство решало в своих интересах и кадровую проблему. В прошлом году директору Беляеву настоятельно порекомендовали принять на работу двух «менеджеров», которые должны были заняться развитием производства. Однако господа Мартынов и Максимов вместо этого стали усиленно заниматься сбором информации об имущественном комплексе завода. Ясно, с какой целью. А финалом всей этой подготовительной работы стало смещение Беляева с поста директора, что произошло в конце февраля сего года. Тут же решением совета директоров ОАО «Газмаш», которое сегодня оспаривается, на должность генерального директора ОАО «Омгазоаппарат» был назначен тот самый Мартынов, который с сентября прошлого года работал здесь в качестве зам. директора.
Тут-то и всколыхнулся коллектив завода, выступив в поддержку прежнего директора Беляева и напрочь отвергая господина Мартынова, которого вполне сумели распознать за прошедшие полгода. Началась неравная борьба двух сторон, хождения по судам, рассылка писем и обращений о помощи в самые разные инстанции. Шестого марта на заводе отключили за долги электроэнергию, телефоны и частично теплоснабжение. С тех пор рабочие стали ежедневно группами приходить на проходную и «держать осаду», выражая тем самым протест творящемуся беззаконию и развалу производства.
Но сегодня все решает капитал. В последние недели в омских газетах прошла целая серия заказных статей в пользу того же Мартынова и его столичных покровителей. А вот на обращение коллектива остановленного завода непосредственно к губернатору Полежаеву никакой реакции не последовало. Еще один факт. На предприятие приезжали корреспонденты «12-го канала», однако сюжет о ситуации на заводе в эфире так и не появился. Зато Октябрьский районный суд оперативно вынес решение в пользу руководства «Газмаша», после чего судебные приставы стали оказывать постоянное давление на работников завода.
Посильное участие в драматической коллизии этого коллектива приняли лишь депутаты от КПРФ. Депутат Государственной думы А. Кравец незамедлительно отправил обращения с просьбой разобраться в ситуации и помочь коллективу в адрес председателя правительства России Касьянова и главного судебного пристава Омской области Головина, а депутат Законодательного собрания А. Алехин обратился по тому же поводу к прокурору области Казакову. Ответы на эти обращения пока не получены.
Между тем московские владельцы омской собственности торопятся довести до конца свое задуманное дело. Как выше упоминалось, вдень захвата предприятия они провели собрание акционеров. Это мероприятие напоминало собой некий балаган. Представьте себе такую картину. У закрытой проходной столпились сотни рабочих, озабоченных тем, что с ними будет завтра. В это время приглашают акционеров на собрание. Но не в актовый зал, как обычно, а в небольшой холодный и без освещения магазинчик. Многие отказываются участвовать в подобном действе, зная, что их голоса все равно ничего не решают.
Организаторам все же удается созвать несколько десятков акционеров, необходимый кворум наскребли. Приехавший из столицы генеральный директор ОАО «Газмаш» г-н Метелкин, извиняясь за неудобства, предлагает открыть собрание. Сразу же поступают вопросы: почему акционеров заранее не ознакомили с годовым отчетом, аудиторской проверкой и прочими документами? Вразумительных ответов на это из президиума люди не получают. Не прошло и предложение отложить на некоторое время собрание. Ведь как можно принимать серьезные решения в полутьме, стоя? Но московских господ все это ничуть не смутило, они быстро провели голосование всех стоявших в повестке дня вопросов.
Понятно, почему так спешат руководители «Газмаша». Как сообщил в беседе со мной один из специалистов «Омгпзоаппарата», в «Газпроме» принято решение о выводе из состава концерна всех непрофильных дочерних предприятий, так что и у «Газмаша» может появиться новый хозяин. А до этого надо успеть оформить необходимые документы и распродать все ликвидное имущество омского завода. Прежде всего, подъездные пути, инженерные коммуникации, склады. Судьба же более трехсот работников «Газоаппарата», которые в итоге окажутся выброшенными на улицу, московских начальников не волнует.
Как видно, не озабочены судьбой некогда крепкого предприятия, выпускающего пользующуюся спросом продукцию (а завод такого профиля сегодня единственный за Уралом), и руководители нашего города, области. А ведь в случае его закрытия, помимо новых сотен безработных, ощутимые потери понесет и бюджет региона. И чего после подобного развала будут стоить заверения «отцов» области о развитии промышленности, о поддержке своих товаропроизводителей?