МУЗЕЙ ДОСТОЕВСКОГО. ОТ ЮБИЛЕЯ К ЮБИЛЕЮ

МУЗЕЙ ДОСТОЕВСКОГО. ОТ ЮБИЛЕЯ К ЮБИЛЕЮ

На всем, как сейчас принято говорить, постсоветском пространстве сегодня имеется семь музеев Достоевского. Из них один находится в Казахстане, а все остальные - в России. К их числу относится и Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского - между прочим, необычный во многих отношениях.

Во-первых, фактически только он один рассказывает о периоде пребывания писателя в Омском каторжном остроге в 1850-1854 годах. Во-вторых, задуман и создан он был не только как дань памяти Достоевскому, но и как музей истории сибирской литературы. А в-третьих… Впрочем, обо всем по порядку.

На днях мы побывали в музее, чтобы узнать, как он готовится к знаменательной дате — 180-летию со дня рождения писателя. Кстати, первый год новой эры вообще можно назвать годом Достоевского, ведь в феврале (по новому стилю) исполнилось еще и 120 лет со дня его смерти. А потому в музей мы направились не без внутреннего трепета, размышляя о том, как все-таки повезло Омску: его история оказалась непосредственно связана с судьбой самого известного и почитаемого во всем мире русского писателя, главного знатока загадочной русской души, автора «великого пятикнижия» (так литературоведы называют его романы). Интересовало и то, в каком состоянии находится сегодня бывший дом коменданта Омской крепости, в котором расположен музей: как-никак недавно ему исполнилось двести лет. Когда-то здесь бывал в гостях у коменданта де Граве сам Достоевский. Известно, что до открытия музея в этом здании располагалась большая коммуналка, позднее — общество по охране памятников…

Сегодня в музее по-особому тихо и уютно. Кажется, тень ссыльного каторжника Достоевского еще незримо витает над лабиринтом комнат комендантского дома. Экспозиция не случайно оформлена в жесткой черно-белой стилистике полосатых верстовых столбов — здесь все напоминает о каторге и неволе, особенно удручающих на фоне необъятных сибирских просторов. Поскольку подлинных вещей писателя периода его пребывания в остроге не сохранилось, в залах музея выставлены в основном копии писем и документов, фотографии, обложки прижизненных изданий писателя, муляжи. Как, к примеру, муляж специальной кареты для перевозки арестантов дворянского звания.

Впечатляют ручные и ножные кандалы (они подлинные, хотя к Достоевскому отношения не имеют) по соседству со стилизованной под старину арестантской одеждой. Макет омского крепостного острога по чертежам 1847 года и миниатюрный портрет писателя выполнены мастером микроминиатюры Анатолием Коненко. Рядом с копией посмертной маски Достоевского — подлинный траурный листок с его факсимиле (такие раздавались участникам похорон писателя). Имеются в экспозиции и настоящие раритеты — угловой диван и круглый стол, принадлежавшие когда-то знакомым Достоевского. Специалистам доподлинно известно, что Федор Михайлович любил, будучи у них в гостях, сидеть на этом уютном диванчике и за этим столом.

Словом, даже несмотря на весьма скромные фонды, омскому музею Достоевского есть чем гордиться — другого такого «каторжанского» памятника истории и литературы в России уж точно нет. Сотрудники музея во главе с его директором Виктором Вайнерманом не одно десятилетие стараются сохранить комендантский дом с его музейными «богатствами». Вот только делать это, по их признанию, год от года становится все труднее.

Одноэтажное приземистое здание музея с облупившимися кое-где белыми стенами уже почти 20 лет нуждается в основательном ремонте: лопаются стены, выходят из строя водопровод канализация. Отопление старинного дома — тоже целая проблема. Года два назад, когда было издано специальное постановление о ремонте музея, в его стены пришли рабочие, развернувшие поначалу бурную деятельность в одном из аварийных залов. Вскоре, однако, они бесследно исчезли, оставив после себя развороченную яму вместо пола. Так что пробираться, пардон, к туалету сотрудникам музея вот уже не первый год приходится по узким шатким мосткам, рискуя сверзиться в ту самую яму. Похоже, даже в юбилейный год Достоевского музей его имени вряд ли дождется продолжения ремонта. Такие вот «записки из мертвого дома»…

По словам главного хранителя музейных фондов Юлий Зародовой, на экскурсии сюда приходят в основном школьники и иностранцы. Случается, приезжают маститые литературоведы. Вот парадокс: если иностранцы относятся к музею с надлежащим уважением и трепетом, то с нашими соотечественниками порой — просто беда. Как признались сотрудники музея, особенно достается ему летом. Дом с уютным двориком расположен в укромном месте, среди деревьев, вот и повадились местные хулиганы под покровом темноты превращать двор в отхожее место, пакостить и ломать скамейки. В общем, недаром окна музея давно уже зарешечены…

Да и в целом неподдельный интерес к нему у омичей вспыхнул только года два назад, когда в его подвале проводились раскопки в поисках подземного хода («Вечерка» рассказывала об этом). Тогда исследователям удалось обнаружить под домом подземную кирпичную кладку и свод. Говорят, так называемый культурный слои XIX века в почве отсутствовал, что косвенно подтверждает легенду о подземных ходах под Омской крепостью. Но раскопки были прекращены, и комендантский дом-музей по-прежнему хранит свои тайны.

Остается открытым и главный вопрос: изменится ли ситуация с ремонтом музея к лучшему хотя бы к следующему юбилею Достоевского? Или дом, где бывал великий писатель, так и останется для Омска ничем особо не примечательным памятником старины, куда наведывался ссыльный каторжник с громкой фамилией?..