Что же делать — заняться новым генпланом? Чтобы потом благополучно провалить и его? Эти и другие вопросы мы задали главному архитектору Омска Альберту КАРИМОВУ.
-Прежде всего должен отметить: необходимость разработки нового генплана вызвана не только тем, что истек срок реализации прежнего. Генеральный план города — это стратегия выживания и формирование предпосылок развития. И если мы не хотим привести город к крупнейшим техногенным катастрофам, то должны думать о будущем, не скатываясь на позиции временщиков.
За минувшие три десятка лет кардинально изменились не только социально-экономические условия, но и земельные отношения (и мы должны теперь четко разделить государственные, муниципальные, частные земли), приоритеты в градостроительной политике, связанные, в частности, с переходом на малоэтажное строительство. Да, затраты на разработку генплана несопоставимы со средствами, которые постоянно необходимы на решение острейших задач сегодняшнего дня — зарплата бюджетникам, ремонт жилого фонда, уборка улиц… Но экономический эффект нельзя измерить только цифрами. К тому же сегодняшняя критическая ситуация в городском хозяйстве — это во многом результат постепенной концентрации своевременно не решенных перспективных вопросов. Хотя окончательный «диагноз» Омску может быть поставлен, когда мы полностью проанализируем выполнение генплана: что сделано, где застопорилось развитие города, какие ошибки допустили, выбирая «точки роста», какие направления выдержали испытания временем? Ведь застраивался город в соответствии с генпланом, а вот количественные показатели оказались далеки от расчетных…
-Прежде всего, отставание заметно по темпам жилищного строительства…
-К сожалению, это так. К примеру, за три пятилетки предполагалось построить 15 млн. квадратных метров жилья — еще один город! То есть ежегодно мы должны были сдавать в эксплуатацию более миллиона квадратных метров (из расчета 18 «квадратов» на одного жителя, хотя в Европе этот показатель равен 50-ти). Но этого нет. Еще хуже показатели — по созданию транспортного каркаса города. К 2000 году мы должны были построить 411 километров магистралей, а протяженность новых дорог составила лишь 41 километр… Из трех десятков транспортных развязок удалось осилить одну. А посмотрите, как загружены магистрали! Средняя ширина улиц 9 метров вместо 17-18-ти. К слову, по генплану «автомобилизация» омичей должна была прирастать в год на 2 процента, сегодня этот показатель равен 15 процентам!
Нет сети ливневой канализации — всего 8 процентов от объемов, которые были заложены в генплане, не построен главный канализационный коллектор по правому берегу, нет очистных сооружений напевом. Вместо 22 километров метро мы имеем на сегодня только 700 метров, не говоря уже о том, что к 2000 году омичи должны были иметь окружную дорогу, международный аэропорт в Федоровке, мусоросжигательный завод, работающую ТЭЦ-6 (торжественный пуск первого энергоблока был запланирован на 1993 год) и многое другое. И все же, несмотря на то, что не было контроля за ранее принятыми решениями, последовательности в их исполнении, отсутствовала Преемственность в деятельности властей всех уровней, нельзя сказать, что в развитии города все остановилось. Мы выполнили, например, ряд уникальных градостроительных работ, в том числе связанных с водоохранными зонами, территориальной схемой охраны природы, комплексной схемой совершенствования градостроительства.
-Так все-таки нужен Омску новый генплан?
-Вопрос о нем обсуждался публично, и не раз, в том числе на коллегии администрации города, на градостроительном совете, с проектными институтами. Новый генеральный план должен будет ответить не только на основные стратегические вопросы. Это и работа по выявлению земельно-имущественного потенциала Омска, формирование цивилизованного рынка земли, исходя из перспективы развития города. При таком подходе будет создаваться фонд перераспределения земель, одинаково благоприятные условия как для собственника, так и для городского сообщества, а земельные участки не придется изымать для градостроительных целей со скандалами и проблемами, как это может получиться сейчас, например, при строительстве метромоста в створе улицы Фрунзе.
-Может быть, чтобы не ошибиться в долгосрочных прогнозах, не стоит загадывать на тридцать-сорок лет вперед? Кто знает: сегодня экономика децентрализована, а через двадцать лет — какое еще потрясение нас ожидает?..
-Генеральный план предполагается разрабатывать на несколько сроков: на 10-15лет и на краткосрочный период развития, связанный с работой избранного мэра города. И, конечно, все придется просчитать, уточнить, выверить. Именно поэтому градостроительные программы будут ориентированы на решение конкретных вопросов, выделенных на основе изучения мнения жителей, КТОСов общественных формирований и т.д. В качестве исходной единицы разработки генплана предполагается взять избирательные участки, скорректировав границы избирательных округов в соответствии со схемой кадастрового деления города.
Среди первоочередных задач, которые будут отражены в новом генплане — программы реконструкции существующего жилого фонда, уплотнения застройки (и завершения начатых почти двадцать лет назад архитектурных ансамблей на улицах М. Жукова, Масленникова, 10 лет Октября, проспекте Комарова), озеленения города, рекламного оформления, регенерации малоэтажных кварталов индивидуальной застройки, ликвидации зон сноса (в свое время они были намечены, а ни строить, ни сносить их не получается), развития зон-спутников вроде Берегового, Крутой Горки…
-Это работа не одного дня, она потребует времени, сил и средств. Насколько просчитаны эти затраты?
-Только на сбор исходных данных потребуется не меньше года. На их основе будет разрабатываться концепция генплана, которая обойдется городу примерно в два миллиона рублей. Собственно, генеральный план также будет формироваться за счет поэтапных проектов работ. Эти затраты, по нашим расчетам, оценены в 10 миллионов. По постановлению главы городского самоуправления Главомскархитектура как заказчик должна представить новый генплан в 2004 году. Финансирование работ обозначено суммой в 12,5 млн. рублей, оно будет отдельной строкой выделено в бюджете города (с разбивкой по годам).
Так что в течение трех лет ведущим специалистам Омска (в области экономики, градостроительства, землепользования), объединенным в единый авторский коллектив, предстоит выработать важнейший стратегический и юридический документ, в котором будут определены основные направления развития Омска в XXI веке. Конечно, силы у нас невелики: достаточно сказать, что раньше в отделе генплана в Главомскархитектуре работали 15 человек, а сейчас их осталось всего четверо. Но, думается, разработка его станет тем консолидирующим полем деятельности, которое объединит власть, архитекторов, землеустроителей, различные организации и общественные формирования.