КРЫША ЕДЕТ, ЛИФТ СТОИТ.

Жители омских высоток могут облегченно вздохнуть: топать на своих двоих до верхних этажей и обратно по лестницам им не придется. По крайней мере, в ближайшее время.

Виктор Арефьев, генеральный директор ОАО «Омсклифт» заявляет, что ПОКА лифтеры бастовать не будут. Но совсем не потому, что все долги погашены, а лифты налажены.

Здесь как раз проблем хватает — долги различных организаций и структур этому подразделению подошли к отметке в 5 миллионов рублей. Но, вроде, обещали погасить-подкинуть. Возможно, именно это обстоятельство слегка поумерило забастовочный пыл лифтеров. К тому же формально акционерное общество до конца не прошло всю предшествующую забастовке процедуру. Потому от забастовки, первоначально намеченной на вторую половину марта, пока отказались. Рискнем предположить, что в ближайшее время все вернется на круги своя, и таблички «Извините, лифт не работает» все же развесят в подъездах. Потому как долги по зарплате лифтеров — только часть проблемы.

Из трех тысяч единиц лифтового хозяйства порядка 40 — 50, а то и больше ежедневно простаивает. Основная причина — закончившийся срок эксплуатации, типичная российская проблема.

Год назад требования по эксплуатации лифтов были ужесточены. Несмотря на это диагностику и освидетельствование, которые полагаются лифту как особому виду грузового оборудования, в Омске провели только на бумаге. Фактически же все осталось без изменений.

В нынешнем году Гостехнадзор и вовсе предписал запретить эксплуатацию лифтов, не прошедших диагностику. Вот и простаивают. Более 400 лифтов вообще полагается выбросить на свалку — отработали свое. Большая часть лифтового хозяйства изношена не только физически, но и морально — охотники за цветными металлами добрались и до тонюсеньких планочек с дверей и внутренней обшивки кабин.

Диагностика лифтов, на необходимости которой настаивает технадзор — процедура затратная уже сама по себе и «съест» не меньше 800 тысяч рублей. Еще 10 миллионов потребуется для капитальных ремонтов лифтов, которые наверняка будут предписаны освидетельствованием. А денег, как известно, нет. Потому к решению «лифтовой» проблемы руководители коммунального хозяйства сегодня пытаются привлечь промышленные предприятия города.

Тем более, что на омском заводе подъемных машин лифты собирают, а вот комплектующие и запасные части — нет. Возможно именно этот пробел будут восполнять на заводах «Полет» и «Гидропровод», с которыми сейчас ведутся переговоры. Добавим, что лифты омского образца дешевле московских и уральских разработок в среднем на 20 %, и интереса для воришек не представляют.

Кроме того, специалисты уверены, что также необходимо пересмотреть подготовку кадров для эксплуатации лифтов и создать рынок для нормального обслуживания.