Все мы выросли на сказках о золушках, счастливых историях о том, как бедная, но добрая девушка в конце концов становится всеми любимой принцессой. А никто никогда не задумывался об обратном процессе? То есть какой станет высокомерная принцесса, если у нее отнять надежду на трон и отправить жить среди обычных горожан?
Она подобреет? Превратится в ласковую девушку? Ничего подобного. Настоящая принцесса, принцесса от рождения, как бы жизнь ее ни ломала, навсегда останется холодной и надменной.
Почему автор этих строк так убежден в своей правоте? Потому что он видел ниспровергнутую принцессу. Где? В небольшом музее техники акционерного общества «Карбышевское», больше известного в народе как Карбышевская база снабжения.
Директор Карбышевской Сергей Воробчуков — человек увлекающийся. Однажды он прочитал статью о том, как навсегда исчезают машины, бывшие когда-то символами эпохи. Ржавеют под дождями, сдаются в металлолом. Вместе с ними исчезает память о прошлом страны. Все правильно, так и происходит. В его родном селе Астыровка Горьковского района за последние двадцать лет парк техники обновился полностью. А где старые модели? Безвозвратно канули в прошлое. Так возникла идея создать музей техники на своей базе.
Идею с музеем, казалось, претворить в жизнь легко. Русский народ — запасливый. Однако все получилось не так просто, как виделось. Старые машины хозяйств в плановом порядке шли на переплавку. А в частной собственности иметь грузовики и трактора крестьянину при социализме не полагалось. Со временем техника, конечно, стала находиться, но первым экспонатом. как ни странно, стала правительственная машина -«Чайка».
На совещании дилеров Заволжского моторного завода у собравшихся спросили, есть ли у кого желание приобрести по невысокой цене «Чайку», которая стоит в заводском гараже с незапамятных пор. Воробчуков выразил желание иметь автомобиль и получил его.
История этой машины — история ниспровергнутой принцессы. Собрали ее на Горьковском автозаводе в 1980 году, аккурат перед очередным объявлением борьбы с привилегиями. Машина оказалась невостребованной. Она перешла в руки директора Заволжского моторного завода. С уходом социализма превратилась в модель, не соответствующую эпохе. На ней еще некоторое время в загс и обратно ездили заводские молодожены, однако новобрачные, как и российские чиновники, для торжественного выезда все чаще стали предпочитать «Мерседесы».
Машина, не двигаясь с места, простояла несколько лет. Даже колеса приобрели полуквадратную форму. Сергей Анатольевич сам гнал ее из города Заволжье Нижегородской области. Это около двух с половиной тысяч километров. Километров 500 из них задубевшие покрышки, пока окончательно не размялись, постукивали об асфальт. Потом он месяц не подходил к покупке. Путешествие получилось утомительным. Каждый гаишник считал своим долгом остановить машину, чтобы пристальнее рассмотреть ее.
«Чайка», или ГАЗ-13, выпускалась в трех модификациях: «кабриолет» — с откидывающимся верхом, «лимузин» -с опускающейся перегородкой между пассажирами и водителем,»седан» — семиместная модель без особых наворотов. В собственности Карбышевской базы находится последняя модель.
Эти модели, выпуск которых был начат в 1959 году, долгое время относились едва ли не к разряду столь же редких машин, как новые танки. До начала 90-х они даже регистрировались в особом порядке. Хотя одновременно относились к классу подарочных -их дарили лидерам дружественных стран и особо заслуженным людям Страны Советов. Белую «Чайку» имела первая женщина-космонавт Терешкова.
Вес автомобиля — около двух тонн. Поскольку его длина — 5 метров 60 сантиметров, а ширина -порядка 2 метров, то в стандартный городской гараж на нем заехать весьма проблематично. Скорость до 100 километров в час развивает за 20 секунд, на 100 километров пути требует 15—17 литров 92-го бензина. 150 км в час берет легко. Устойчивость и мягкость хода таковы, что с ними вряд ли могут сравниться современные модели «Волги». Газета внутри уютного салона читается вполне комфортно, строчки не дрожат. Машина снабжена электрическими подъемниками стекол и антенны. Радио с автонастройкой- «Чайки», кроме упомянутых выше, имели еще две модификации. С бронированным покрытием (вес до 5 тонн) и без оного.
На Карбышевской — «Чайка» без бронированного покрытия. Перебрать ее пришлось полностью. Расцветка тоже новая: вместо черной -белая. Как у Терешковой.
Машина красивая, удобная. Но вот какой парадокс. Когда на общее обозрение выставляется весь набор экспонатов — ГАЗ-67 (советский внедорожник 50-х для руководителей среднего звена), две полуторки и «Чайка», то к последней народ почему-то не сильно тянется. Наибольшей любовью пользуются полуторки. «Золушки», говоря точнее. Рядом с ними любят фотографироваться, на них любят прокатиться, а все машины на ходу, мужики поднимают крышку капота, заглядывают внутрь, интересно ведь — там все детали «родные».
Было бы несправедливо не упомянуть еще об одном музейном экспонате Карбышевской базы снабжения. О гусеничном тракторе ХТЗ, основном типе машин, на которых полвека назад поднималась целина. Трактор на ходу, но не ездит. Он вознесен на постамент. Труженик. Он этот пьедестал честно заслужил.