Война в этой горной республике способствует размножению вируса, потому что в условиях боевых действий как-то недосуг заниматься плановыми прививками против полиомиелита. Их и не было — в итоге в 1996 году по Чечне прокатилась вспышка этой болезни. За войной позабыли, что непривитый ребенок — лакомый кусочек для вируса. И многие дети получили длительный паралич, практически не поддающийся излечению. Ведь именно ребятишки до пяти лет являются основной добычей опасного вируса — взрослые редко страдают этим заболеванием.
Спустя пять лет ситуация все еще удручающая — показатель привитости детей в Чеченской Республике равен нулю! И это при норме в 95 процентов. Регистрировалась заболеваемость полиомиелитом и у других наших соседей — в Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане… В итоге вирус, придавленный к ногтю в бывшем СССР, вновь набирает силу и расползается по стране, передаваясь от ребенка к ребенку через предметы обихода. Попадая в кишечник, он распространяется по всему организму, а у одного из двухсот больных вирус проникает в спинной мозг и убивает нервные клетки — у ребенка развивается паралич. Это страшно, и нет никакой гарантии, что какие-нибудь переселенцы не завезут вирус полиомиелита и в нашу доселе благополучную область.
Омские медики принимают все меры, чтобы не допустить катастрофы: в области проверяют на вирус сточные воды, регулярно проводят вирусологические исследования, чтобы выявить заболевших полиомиелитом. Обследуются все лица, страдающие острыми вялыми параличами, и дети, прибывшие, например, из Чечни. Пока нас бог миловал — «дикий» вирус не обнаружен.