Бюджет у города Омска на 2003 год такой, что омичи между собой окрестили его тришкиным кафтаном. Казалось бы, в такой ситуации и исполнительная, и представительная власть главным направлением в своей работе должны избрать такой метод хозяйствования, который бы позволил предельно использовать возможности наполнения городской казны и строгого контроля над этим процессом. В том числе и за счет рационального управления муниципальным имуществом. В частности, за счет сдачи его в аренду. В принятом бюджете отдельной строкой так и записано: получить доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности … И цифра определена. Однако на 1 апреля текущего года исполнение составило всего лишь 24%, что на 9% меньше, чем предусматривалось.
И это не случайно, что наглядно видно из последних заседаний Омского городского Совета. Так, по закону о бюджетном процессе в городе нельзя в безвозмездное пользование кому-либо передавать муниципальное имущество. Однако депутаты нового созыва не сразу обратили внимание на этот запрет и с легкостью душевной передали, например, два добротных помещения церковным организациям, хотя могли бы сдать их в долгосрочную аренду и получать хоть какие-то доходы.
На последующих заседаниях выяснилось, что эти сделки противозаконны. И тогда в авральном порядке родилось решение внести поправку в существующий закон, чтобы передавать в безвозмездное пользование городское имущество, уже не оглядываясь ни на что и ни на кого…
Особенно теплое отношение у городского департамента недвижимости к правоохранительным и административным органам. Понадобилось здание для офиса мировым судьям — тут же подыскали. Хотя на уровне первого заместителя мэра А. Стерлягова было заключение о целесообразности передачи помещения мировым судьям на условиях аренды, а не в безвозмездное пользование.
Потом возникла необходимость расширить офисы прокуратуре Омской области. И снова в спешном порядке подбирается здание по улице Пушкина, 17, выселяются из него другие службы. Хочешь-не хочешь, а невольно заподозришь чиновников городской администрации в том, что они «потрафили» и судьям, и прокуратуре области с далеко идущей предусмотрительностью. А депутаты горсовета послушным большинством (не поддержали благотворительную раздачу городского имущества только депутаты-коммунисты) одобрили это.
Городская власть подобной благотворительностью и бесконтрольностью над управлением имущества до того умалила свой авторитет, что, по большому счету, многие и не очень-то нуждаются в ее разрешении. Так, церковные организации, о которых говорилось выше, сначала заняли помещения муниципалитета, а уже потом обратились за формальным по сути дела разрешением на безвозмездное пользование. То же самое было и со зданием педколледжа № 3. Опасный прецедент!
Отдельные сделки по имуществу просто трудно объяснить с точки зрения здравого смысла и хозяйского расчета. На подобного рода замечания со стороны депутатов-коммунистов на одном из заседаний горсовета мэр Евгений Белов отреагировал довольно своеобразно: дескать, хорошо, что хоть кто-то эти здания отремонтировал, а не разворовал. Но позвольте, зачем в таком случае власть в городе?!
Довольно часто имущество раздается или продается на территории Омска вопреки интересам населения города. Так, например, в свое время был продан стадион «Взлет», один из лучших в городе, сектантам — религиозному объединению «Церковь Новое поколение».
В результате ошибки Комитета по управлению имуществом Омской области, допущенной еще в 1992 году при передаче стадиона в ОАО «ОМКБ», его теперь нельзя вернуть городу. Секта обрела прекрасную базу. Без сомнения, ряды секты пополнятся, если учесть, что стадион «Взлет» находится в центре огромного микрорайона по улице 30-й Северной. Рядом — три учебных заведения. Секте, ориентированной на молодежь, за новыми братьями и сестрами и ходить далеко не надо: между тренировками, за тихими беседами, глядишь, и протопчут ее проповедники к юным сердцам тропинку… На глазах у комитета по молодежной политике городской администрации.
В последнее время с подачи «добряков» чиновников довольно часто распродаются помещения, в которых размещались детские учреждения. Накануне Дня защиты детей своеобразный «подарок» получили дети из клуба «Радуга» в 12-м микрорайоне. До 25 июня им предложено освободить помещение. Идите, детки, в подворотни, занимайтесь, чем вздумается. По улице Лукашевича на Левобережье продано помещение, где работал детский спортивный клуб.
В том же 12-м микрорайоне «Омскэнерго» выставило на продажу детский сад № 402. Понятно, что детсад — имущество компании, но ведь последнее слово все-таки за властью должно оставаться.
А на последнем заседании Омского городского Совета возникла еще более острая ситуация. Не так давно в Советском округе было продано помещение по улице Мира, 33-а, закрепленное за городской больницей № 3, частной организации. Ранее в этом помещении размещался стационар, что было очень удобно жителям. После продажи больницы они вынуждены ездить лечиться на Левобережье. Помещение уже ремонтируется, перепрофилируется под жилье. У входа висит объявление о продаже квартир. Но самое интересное заключается в том, что сделка оформлена опять-таки без решения городского Совета!
Забили тревогу снова депутаты-коммунисты, защищая интересы своих избирателей. И оказались правы: прокуратура города Омска признала эту сделку незаконной.
Депутаты Н. Иванов и О. Матвеев предложили для этого создать рабочую группу. Однако председатель постоянной комиссии горсовета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка Н. Костяков был категорически против: дескать, комиссии надо доверять. Его поддержало послушное большинство. В этой связи невольно возникает вопрос: а почему эта комиссия раньше не выявила незаконность сделки по больнице, почему с ее подачи велась незаконная передача в безвозмездное пользование муниципального имущества? Кому-то, видно, выгодно все это?
Это имущество принадлежит всему городу. Оно не принадлежит ни чиновникам, ни депутатам. И те не вправе разбазаривать его, быть благодетелями. Правда, за чужой счет.