АН-70 ТОНЕТ В МОРЕ ИНТРИГ

АН-70 ТОНЕТ В МОРЕ ИНТРИГ

Владимир Рушайло расскажет об этом президенту

Визит секретаря Совета Безопасности РФ Владимира Рушайло в Омск, возможно, станет решающим для организации на нашем «Полете» серийного выпуска военно-транспортного самолета Ан-70.

Пока, к сожалению, ни мнение конструкторов АНТК им. Антонова, однозначно высказавшихся за производство Ан-70 в Омске, ни честно выигранный «Полетом» тендер, ни даже слова Владимира Путина, заявившего на встрече с президентом Украины о том, что такой самолет нужен России, не сдвинули дело с мертвой точки. В силе остается запрет главкома ВВС Владимира Михайлова на финансирование подготовительных работ. Между тем, по словам главного инженера ПО «Полет» Григория Мураховского, предприятие уже затратило на этот проект 60 миллионов рублей собственных средств, получило от области отсрочку по выплате 300-миллионного долга бюджету, и все это, получается, зря. Единственное, что реально сделано, — в рамках госзаказа прошлого года изготовлены 11 силовых шпангоутов фюзеляжа Ан-70, для дальнейших работ у «Полета» нет ни рубля. А первый самолет нужно изготовить к концу 2004 года, тогда как производственный цикл составляет 27 месяцев. То есть из-за ведомственных интриг мы уже не укладываемся в сроки.

Омские авиастроители стали жертвой закулисной борьбы, все нюансы которой им понять трудно. На заказ на создание военно-транспортного самолета у «Полета» есть два конкурента, каждый из которых доказывает, что российским ВВС больше подходит не Ан-70, а их детище. Это КБ Ильюшина, модифицировавшее свой ИЛ-76, производимый в Воронеже, и КБ Туполева, которое лоббирует освоение производства в Казани Ту-330. Первый вариант, возможно, дешевле омского, но Ил-7бМТ дороже в эксплуатации и не способен брать на борт крупногабаритные грузы, а в перевозке именно таких и нуждается армия. Освоение же выпуска грузовой «тушки» обойдется ничуть не в меньшую сумму, чем Ан-70, а преимущества ее также сомнительны. Как считает Григорий Мураховский, Ан-70 на сегодня вообще самый современный самолет подобного типа в мире. Он может подниматься в воздух не только с взлетных полос, как все его аналоги, но и с грунтовых площадок, что делает эту машину незаменимой при ведении боевых действий или спасательных операций. Одно это должно бы стать определяющим фактором для Минобороны. Руководство «Полета» изложило свои доводы Владимиру Рушайло, тот вроде бы согласился с ними и пообещал включить в доклад, который он на запланированном на июнь заседании Совета Безопасности представит Владимиру Путину.

Ан-70 — военно-транспортный самолет, оснащенный четырьмя двигателями Д-27, которые на 30 % экономичнее, чем у аналогов. Грузоподъемность — до 47 т. Дальность полета без дозаправки — до 4 тыс. км. Скорость — 800 км/час. Берет на борт до 300 десантников в полном боевом вооружении и крупногабаритную военную технику. Способен взлетать с коротких (600-800 м) грунтовых площадок.

«Полет» получил и еще одну авторитетную поддержку в лице Российского авиакосмического агентства. -Как сообщил заместитель генерального директора Росавиакосмоса Георгий Полищук, на состоявшейся недавно коллегии принято решение в пользу Ан-70, слово теперь за Минобороны, профильные структуры которого попросили некоторое время для принятия окончательного решения. По словам Георгия Полищука, это неделя-две, после чего последует доклад Михаилу Касьянову, а тот уже доведет мнение всех заинтересованных ведомств до президента.

В то же время замглавы Росавиакосмоса считает, что «полетовцам» не следует зацикливаться на авиационной тематике, нельзя забывать и о космической. У России существуют международные обязательства по запуску спутников, есть коммерческие проекты, и омичи, как и раньше, должны активно участвовать в их реализации. В прошлом году «Полет» изготовил и вывел на орбиту три спутника для навигационно-спасательной системы ГЛОНАСС, в нынешнем перед ним стоит задача запустить еще три таких аппарата.

К концу года вообще должна определиться судьба «Полета». Сейчас в Росавиакосмосе просчитывают варианты, как с ним лучше поступить — оставить самостоятельным предприятием, включить в холдинг, создаваемый на базе Красноярского аэрокосмического объединения, или придумать еще что-то. Но в любом случае, по словам Георгия Полищука, «Полет» останется многоплановым предприятием, которое будет делать и ракеты, и самолеты, и гражданскую продукцию. Конечно, крайне желательно, чтобы решение по нему было принято как можно раньше, чтобы в числе первых получить конкретную тематику и под нее соответствующий госзаказ.