В 250000 почтовых ящиках омичей уже побывала агитационная продукция депутата Госдумы от коммунистов Леонида Маевского.
Листовка закамуфлирована под «отчет о деятельности» депутата, прошедшего в думу по партийному списку. Однако при чем здесь те избиратели, которые не голосовали за КПРФ?
Отметим, что листовка — не единственный шаг в преждевременно начатой кампании Маевского. Его имя упоминается и в некой газете в связи с конфликтом с ПО «Полет». Мы позволим себе напомнить читателям, что раньше эта газета продавалась в киосках «Роспечати». А теперь бесплатно разбрасывается по почтовым ящикам.
Ну что ж, омичей можно поздравить: в ход пошли технологии так называемого черного пиара. Черный пиар навязчив. «Черные» агитки печатаются бешеным тиражом (общий тираж «черной» продукции уже более 800 000 экземпляров). По примерным оценкам независимых экспертов, стоимость этой продукции уже перевалила за 1 000 000 (один миллион) рублей. Подобные акции очень дорого обходятся заказчику — гораздо дороже, чем честные предвыборные технологии. Дело даже не в стоимости печати листовок. Дорого стоит работа черных пиарщиков, многие из которых не в ладах с законом: должен быть оплачен их риск и молчание.
Для чего нужны «черные» технологии? Обычно их применяют малоизвестные кандидаты или те, чьи позиции оказались достаточно слабыми. Даже если люди не поверят агиткам грязного содержания, неприятный осадок от них все равно останется, и рейтинг облитого грязью кандидата пусть незначительно, но снизится. «Черные» технологии могут быть применены на любом отрезке избирательной кампании. Арсенал черного пиара известен давно. Впрочем, в любой кампании заезжие специалисты могут придумать новенькое. Однако врага надо знать в лицо. Поэтому приведем список «стандартных» технологий черного пиара.
Газеты-двойники или листовки-двойники — одна из наиболее часто используемых технологий. Под известным в избирательном округе брэндом (например, в ходе выборов в Законодательное Собрание Омской области и Горсовет от этой технологии вместе с некоторыми другими газетами, пострадал «МК в Омске») печатается информация, дискредитирующая определенного кандидата. Обычно «двойники» исполнены на некачественной бумаге, плохо отпечатаны. Дело в том, что на изготовление такой продукции не пойдет ни одна приличная типография, подобные «услуги» караются законом, да и дорого подобные листы, место которым в мусорном ведре, печатать качественно.
Провокации. Это могут быть телефонные звонки в три часа ночи с просьбой проголосовать за кандидата-соперника, намертво приклеенные к стеклам машин или магазинов листовки с изображением все того же кандидата, листовки с угрозами увольнения, отключения света, воды — все это вам якобы грозит, если вы не проголосуете за определенного кандидата. Если соперник кандидата, применяющего черные технологии, избирается повторно, то есть на время предвыборной кампании находится «при должности», за несколько дней до выборов вам могут принести квитанции за коммунальные услуги с неимоверно задранными от имени чиновника тарифами. Такие квитанции оплачивать, конечно, не надо. Для полного счастья вы можете прочесть обращение руководителя крупного предприятия, который популярно объясняет, что не будет голосовать за определенного кандидата. Ясно, что этот руководитель понятия не имеет, что от его имени распространяются листовки. Человека просто «подставили».
Если вам не повезло и что-либо из перечисленного вы испытали на себе — вам можно только посочувствовать. Но можно с уверенностью сказать, что кандидат, от имени которого вам угрожают или звонят, никакого отношения ко всему этому беспределу не имеет, и будет расстроен, узнав о настолько отвратительных действиях соперника.
Митинги. Если вы увидели митинг избирателей, возмущенных произволом властей, вглядитесь повнимательнее в их лица! Черные пиарщики частенько оплачивают участие в подобных мероприятиях горячительными напитками.
И прочие неприятные вещи. Из ваших почтовых ящиков будут вытаскивать честные листовки и вместо них подбрасывать листовки-двойники.
Одно остается непонятным: подобные штучки может «скушать» только совершенно неискушенный избиратель. Омичи атакам черного пиара подвергались неоднократно (помните, как на заре перестройки висели ругательные листовки про Носовца?) На что рассчитывает московский депутат Маевский, применяя черные технологии сегодня — неясно. Может, ему хочется, чтобы независимые эксперты подсчитали стоимость его избирательной кампании и поинтересовались, откуда взялись такие деньги?