ПОСЛЕ СУДА

Этой истории ровно три года, и пора бы о ней забыть, да что-то не забывается. А недавно напомнило о ней и решение Октябрьского суда, признавшего не соответствующими действительности факты, приведенные в заметке газеты "Красный путь" от 12 марта 1998 года

И какое другое решение он мог принять, если в той заметке все было неправдой — все, что касалось деятельности ПХБО «Восток», генерального директора И. И. Подковки и его окружения?

Трудно понять, что заставило автора письма в редакцию Г. Заречного наполнить свое послание ложью. Но как могла редакция опубликовать его без проверки да еще тиражом 200 тысяч экземпляров (обычный тираж газеты 50 тысяч), распространив ложь на всю область? Ее не насторожило первое же утверждение автора, будто наше подсобное хозяйство, созданное в 1991 году на базе колхоза «Страна Советов» Колосовского района, создано было для того, чтобы «снабжать своих рабочих доброкачественными продуктами: маслом, мясом, рыбой, овощами».

Это называется «слона-то я и не приметил». Публикуя подобное утверждение, редакция обнародовала свою некомпетентность в острейшей и глубинной проблеме, перед которой оказался «Восток» да и вся Россия после распада СССР. Тогда текстильная промышленность страны лишилась среднеазиатского хлопка, на котором работала десятилетия, и ее надо было срочно перестраивать на исконно российское сырье — лен! Вот почему наше объединение немедля взяло подсобное хозяйство с 35 тысячами гектаров, чтобы на них выращивать прежде всего лен и тем самым не дать погибнуть «Востоку». А молоко с мясом и карп с овощами — это уж из разряда задач сопутствующих, так сказать, пристяжных.

Не усомнилась редакция в правдивости и таких утверждений Г. Заречного: «Но с 1964 года стало просматриваться такое явление, как «растащиловка». Окружение генерального директора частично оказалось недобросовестным. Все командировки в хозяйство сопровождались большими и малыми попойками с обязательным отовариванием бесплатными сельхозпродуктами в виде мяса, масла, сметаны. Трудовая дисциплина заметно упала. Под всякими предлогами растаскивалась сельхозтехника. «Прикончили» все трактора и машины, кормоуборочную технику, полностью угробили коневодство и пчеловодство, молочное стадо».

Если это не образец огульной критики, так что это такое тогда? Не приведено ни одного конкретного факта, не названо ни одной фамилии! А между тем в окружении генерального директора в те годы было около 80 человек — руководители и специалисты всех уровней.

Но никто из них по долгу службы не мог бывать и не бывал в колхозе, за исключением одного меня. Будучи заместителем генерального директора по сельскому хозяйству, я каждую среду выезжал в колхоз, проводил там планерки, контролировал ведение дел и т. д. Следовательно, из всего окружения я один мог так грешить, как описал Г. Заречный. Но будь так, откуда бы ему о том знать, если 22 мая 1992 года Заречный уже уволился с предприятия? Оставалось лишь придумывать то, чего не было.

А что было? Приведу только один факт. Принимали мы колхоз с 562 коровами в 1991 году, а к весне 1995 года, когда ни И. И. Подковки, ни меня уже не было в объединении, колхоз имел 631 корову. То же и с техникой — она была сохранена. «Растащиловка» пошла много позже, уже после нашего ухода, так что к 1998 году в колхозе осталось всего 90 коров. Такова правда. Но газета «Красный путь» обошлась без нее.

Возмущенный ее публикацией, И. И. Подковка обратился с открытым письмом к ее редактору А. Погарскому и председателю общественного совета редакции Е. Похитайло, но они не сочли нужным его публиковать в «Красном пути». Спустя два месяца это сделала другая газета. Таким образом, была опровергнута и другая ложь — будто бы «чехарда» в управлении объединения закончилась тем, что «бросил ключи на стол» генеральный директор И. И. Подковка». Легковесным словом «чехарда» была названа трагедия, которую переживало в 1994 — 1995 годах объединение «Восток», обманутое правительством Черномырдина и брошенное на произвол судьбы. Одно из лучших предприятий страны, прежде с миллионными прибылями, доведено было до банкротства!

Каково было все это пережить? И. И. Подковка перенес тогда два инфаркта, месяц провел в больнице, работать с прежней энергией уже не мог и написал заявление об уходе. Совет акционеров удовлетворил его просьбу. А газета «Красный путь» подала все это, как «бросил ключи на стол», нанеся тем самым оскорбление лично генеральному директору, но, не пожелав напечатать его открытое письмо.

У нее была и другая возможность восстановить справедливость — опубликовать коллективное письмо колхозников из «Страны Советов». Возмущенные заметкой Г. Заречного, они прислали в редакцию опровержение на нее. Но в «Красном пути» снова -никакой реакции. Мнение множества сведущих людей ее тоже не интересовало!

И. И. Подковка ждал два с половиной года, а потом обратился с заявлением в суд. Он решил защищать не только свои честь и достоинство, но, прежде всего, — того самого окружения, обвиненного в пьянстве, воровстве и прочих грехах. Мало ли что фамилии не были названы! Каждый из 80 человек мог все принять на свой счет или заподозрить товарищей по работе: неужели кто-то промышлял дармовым мясом и сметаной, растаскивал трактора и машины? Если Подковка молчит, а «Красный путь» не публикует опровержения, значит, что-то было?

Пошли шепотки с переглядками, предположения с домыслами, вопросы поползли. Ко мне их тоже немало подползало: кто брал, чего и сколько. Не раз и мне приходилось доказывать, что ничего подобного не происходило. А каково было терпеть все это Подковке с его самолюбием?! 33 года он, будучи генеральным директором, работал с командой, которая вывела объединение к всесоюзной известности, что далось самоотверженным трудом всех и каждого. А тут вдруг в последние два года перед уходом генерального директора та самая команда, по утверждению «Красного пути», превратилась в скопище пьяниц, вороватых шкурников и расхитителей!

Подковка, повторяю, ждал два с половиной года, надеясь, что редакция каким-то образом исправит допущенную ошибку. Не дождался. И обратился в суд с иском к Омскому обкому КПРФ и его газете, а также к Заречному. Знаю, как нелегко далось ему это решение — ему, коммунисту с 55-летним стажем, «вызывать на дуэль» лидеров современных коммунистов омского замеса. Но что было делать, если для них ничего не значат честь, достоинство, деловая репутация даже такого человека, как И. И. Подковка, его управленческой команды и такого объединения, как «Восток»!

Октябрьский суд удовлетворил его иск, определив как ложь опубликованное в «Красном пути». Я же решил написать об этой истории в надежде, что она будет поучительной для коммунистической газеты и ее содержателей.