Вспоминаешь себя лет пяти от роду: композиции казались такими огромными, стенды — такими высокими, а прямо перед носом лежали, дразня, аппетитные яблочки и ягоды. Так и хотелось… «Нельзя!» — строго внушали взрослые. На всю жизнь запомнилось…
Добрая традиция устраивать такие праздники зародилась еще до революции, когда Омск стал крупнейшим сибирским центром сельского хозяйства, цветоводства и садоводства. Его первые сельскохозяйственные выставки гремели на всю Россию. И поскольку в озеленении Омска принимали участие любители — студенты, кадеты, воспитанники приютов и преподаватели вузов, — такие выставки имели огромное воспитательное и познавательное значение.
Потом на долгие годы традиция эта была забыта. И вот…
— Я на «Флору» еще девчонкой бегала, а теперь уже бабушка, — рассказывает торгующая домашними цветами Елена Игоревна Вахта. — Мы еще студентами были. Помню, как отбирали лучшую из вузовских работ для выставки. Победила не помню чья композиция — там был портрет Ленина на фоне знамени. Знамя было выложено из малины красной, а портрет — из желтой и какой-то еще ягоды вроде черноплодки. А поскольку малина портилась быстро, приходилось портрет обновлять. Выбирать порченые ягодки и класть новые. И однажды наш комсомольский секретарь это увидел — и ему аж плохо стало: «Вы что удумали, художницы, там-тарарам?!
Это, значит, будет ваше панно на «Флоре» красоваться, а из лица у Ленина будут клочки выщипывать?!». Не разрешил выставляться. Жаль, что тогда не догадались сфотографировать. Полюбовались мы, а съесть не решались — суеверный какой-то страх был. Так и протух портрет…
За минувшие годы «Флора» много повидала. И хорошего, и плохого. Трудно было в постперестроечные годы, когда Выставочный сквер долго не ремонтировался и пришел в упадок. Зарастали дорожки, разваливались павильоны… Да и все зеленое строительство Омска переживало не самые лучшие времена. От города-сада оставались лишь воспоминания… Однако вот уже несколько лет все опять усиленно возрождается, причем в улучшенном, современном варианте. Семь с половиной миллионов цветов украсили город. Реконструированы сквер Пионеров, сады «Строитель» и «Сибзавод». Убрано по всему городу около четырех тысяч больных и сухих деревьев. Находятся средства и на «Флору», где флористы и дизайнеры творят настоящие чудеса. Выставочный же сквер отреставрирован полностью — загляденье просто…
И все же до недавнего времени очень недобрые обывательские слухи ползли по городу: якобы под благовидным предлогам «Флору» собираются сначала вытеснить с насиженного и любимого места, а потом закрыть совсем…
В департаменте городского хозяйства администрации Омска нам пояснили, что лишать омичей праздника никто и не собирался. Скорее всего слухи пошли, когда начали ремонтировать сквер и кто-то непосвященный решил, что это неспроста, тем более что делался этот ремонт на самом современном уровне. Честно говоря, автор этих строк еще на прошлогодней «Флоре» своими ушами слышала в толпе, что павильоны со временем продадут, а пока для отвода глаз и под предлогом расширения выставки ее сместят в сквер Пионеров… Не знаю, откуда ветер дул, но приятным сюрпризом оказалось, что праздник остался в прежних стенах, да еще и развернулся по всей Спартаковской и до самого сквера Пионеров. В этом году, правда, изменена концепция праздника. Например, торговые ряды не облепляют павильоны, куда змеятся очереди, как когда-то в Мавзолей. Торговые точки собраны сбоку отдельно. Плюс? Несомненно. Далее: вся «Флора» рассредоточилась на большие площади. Плюс? Да как сказать… Честно говоря, может, лучше было бы, как раньше, собрать все воедино. Хотя, с другой стороны, когда «Флора» начинается уже на дальних подступах — на Партизанской или в сквере Пионеров — в этом тоже есть свой праздничный плюс. И довольно большой.
В этот раз павильоны распределены не по округам, а по тематике, в которой понемногу принял участие каждый округ. В одном павильоне были представлены комнатные цветы, в другом — дары садов и огородов, в третьем — сухоцветы и дикоросы. Хорошо? Тут мнения опрошенных нами омичей разделились. Одни считают, что это прибавило целостности и логической завершенности. Другие — что, наоборот, интереснее было в каждом отдельном павильоне рассмотреть все и вся… В общем, все убедились в том, что «Флора» — не реликт. Что она может меняться, а какой ей быть — помогут мнения омичей. Кстати, была продумана и концертная программа, и самые интересные не только для специалистов, но и для рядовых омичей конкурсы. В частности, просто фантастические работы были представлены прямо посреди выставки, на улице. Это не просто, как в прежние годы, рекордные урожаи у любителей или выведенные ими редкие сорта. Это — полет их фантазии. Композиции из цветов, соломы, кирпичей, древесных грибов, овощей… Глаза разбегались! Причем в конкурсе принимали участие и дети, увлекающиеся флористикой. Пожалуй, весьма показательным сюрпризом явилось то, что неожиданно для придирчивой комиссии победителями во всех номинациях стала целая семья — папа, мама и дочь Куроедовы. Вот так!