КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК

КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК

Сегодня мало кто даже из детей поверит в небылицу о том, что игрушки такие же, как и мы, живые

Что они оживают ночью, когда все ложатся спать. Но побывав на выставке «История Страны Советов в игрушке», которая в эти дни завершает свою работу в Музее изобразительных искусств Врубеля, понимаешь, что это самая настоящая правда.

Игрушки живут не в своем кукольном мире, а повторяют нашу жизнь. И чтобы убедиться в этом, вовсе не обязательно подкрадываться к полке с куклами. Для этого достаточно хорошенько приглядеться к игрушке, которая досталась тебе от мамы или бабушки. Игрушки — это немые свидетели ушедших времен. Войны и революции, научные открытия и грандиозные стройки, первые полеты в космос и олимпийские победы — игрушки помнят все и могут рассказать об этом не хуже учебника истории. Из них можно сложить пеструю мозаику событий ушедшего с арены XX века.

Игрушки с выставки приехали в наш город из Сергиева Посада. В этом городе находится единственный в нашей стране Художественно-педагогический музей игрушки Российской академии образования. Он был открыт в Москве в 1918 году по инициативе художника и искусствоведа, прекрасного знатока и собирателя игрушки Н. Д. Бартрама. А в 1931 г. музей переехал в Сергиев Посад. Этот город с конца XIX в. был центром производства игрушки.

Есть в музее экспонаты, которыми он особенно гордится и дорожит. Это игрушки детей последнего императора Николая II. В Омск же прибыло около двухсот экспонатов. Отобраны в основном такие, которые характеризуют советскую эпоху.

До революции к изготовлению игрушки относились очень серьезно. Куклу заказывали у иностранных мастеров, точно так же, как и платье для девочки из аристократической семьи. Послереволюционные игрушки — совсем другое дело. Их делали из дешевого сырья. «Проволока, ткань, картон» -такие подписи к игрушкам 20-х годов прошлого века можно увидеть на выставке. Специализированных заводов и фабрик в то время не было. Над созданием игрушки трудились или кустари-одиночки, или небольшие артели. Их характерные названия — «Забава детей», «Все для ребенка».

Экспозиция построена ретроспективно, а тематические игрушечные группки представляют правдивые сценки из жизни Советской России. Первая страничка истории — куклы 20-х годов. Молочница, рабочий, продавщица Моссельпрома, пожарный, железнодорожник. Все они — взрослые. Ребенку трудно было с ними играть. Такие куклы напоминают больше сувениры, которые хорошо смотрелись бы на полочке.

В 1932 г. в Сергиевом Посаде прошла первая выставка музея. И с этого времени решили выпускать куклы с детскими лицами. Тряпочные девочки обзаводятся своей игрушечной утварью — металлическими плитами, утюгами, сковородами. Затем появляются мягкие ослики обезьянки, слоники.

События революций и войн запечатлелись в игрушечных образах. Одна из самых популярных кукол того времени — красноармеец. Даже набор неваляшек — в виде солдат Красной Армии. То же самое кукла-пионер. На выставке они н любой вкус и цвет. Пионер с лозунгом, барабаном, пионер-кореец и негритенок.

Не каждому мальчишке, наверное, могли купить деревянные резные фигурки пограничника с собакой или кузнецов. По те временам они стоили дороговато. Но зато и ручная работа известного кукольного мастера А. Чушкина не сравнится с нынешними китайскими трансформерами.

На выставке представлены и две запрещенные игрушки. Зеленая погремушка-пупсик не прошла комиссию, следившую за качеством. Кукла должна быть, как и ребенок, телесного цвета. Поэтому зеленые пупсы выбраковывались. Печать цензуры стоит на кукле-красноармейце. Но уже по идеологическим соображениям. Солдаты должны быть стройными, подтянутыми и символизировать порядок. А красноармеец, изготовленный в мастерской Театра кукол, этим требованиям не отвечал. Он больше похож на преступника.

Первые игровые куклы, изображающие профессии людей, отвечали идейным запросам молодого Советского государства и помогали ребенку через игру получать основы трудовых знаний. Название настольной игры «Пятилетка» говорит само за себя.

А куклы с локонами в кокетливых модных платьях признавались пережитком буржуазного прошлого, Великая Отечественная война отбросила производство игрушек далеко назад. Но в начале второй половины столетия в стране появляются фабрики игрушек, изменяется технология производства, используются резиновые и полимерные материалы. Было создано и Главное управление по производству игрушек, которое руководило отраслью

Послевоенные игрушки — мирные и добрые. Резиновые куколки, доктор Айболит, кошка, мишка, а для малышей — ведерко с песочниками. Куклы Алла, Нина, Валерия, Иришка, спортсменка, школьница — с ними играют и современные девчонки.

Игрушки взрослеют и стареют вместе с нами, расставаясь с целой эпохой «счастливого советского детства». Но на смену им приходят новые.