То тогда они действительно выведут «из тени» полевые вылеты маленьких Яков и дельталетов, помогут сельскому хозяйству и заодно докажут, что закон может быть не только суров, но и… разумен.
Это мнение государственного инспектора отдела Федерального транспорта Омского областного отделения РТИ Константина Озерского. По словам Константина Викторовича, данную позицию в основном разделяют и многие нуждающиеся в услугах авиаопыления сельхозпроизводители, и сами представители славной «эскадрильи» авиации общего назначения.
Но для начала поясним, что это за общее назначение, где и на чем оно летает. Так вот, к данной категории принадлежат не государственные военные истребители и бомбардировщики, не воздушные пассажирские и грузовые суда различных авиакомпаний, а маленькие и очень маленькие самолетики и всевозможные дирижабли, дельтапланы, дельталеты. Как правило, эти летательные аппараты находятся в ведении (пользовании, собственности) общественных организаций — тех самых, что, по крайней мере, в воздушной части своей деятельности не вправе оказывать коммерческие услуги.
— Но, — продолжает Константин Озерский, — на деле это оборачивается сплошным нарушением целого ряда нормативных актов. Сельхозавиация как отрасль уже более десяти лет практически перестала существовать. В отличие от саранчи и колорадского жука, которые плодятся и размножаются с той же эффективностью, что и во времена «кукурузы — царицы полей». Поле — не дачный участок. Здесь нужен «опрыскиватель с крыльями». Ну а поскольку когда-то производимых в Польше самолетов типа Ан-2 сегодня почти не осталось ни в Польше, ни в России, а новый Ан-3 пока еще делает «первые шаги», то у сельчанина остается одна возможность — искать иные летательные аппараты. Кстати, тот факт, что они маленькие, пожалуй, даже выгоднее. Использование в сельхозцелях спортивного Як-52 или того же дельталета обойдется группе фермеров или сельскому АО куда дешевле.
А где есть эти маленькие и экономичные летательные аппараты? Например, в РОСТО («девичье» название — ДОСМФ) или в Объединенной федерации сверхлегких летательных аппаратов. Первая организация имеет данные машины еще со сталинских времен, когда «каждый комсомолец — на самолет, каждая комсомолка — с парашютом». Во вторую-как раз объединяются всевозможные владельцы экзотических летательных аппаратов. И, между прочим, тот же дельталет, несмотря на романтическую экзотику, очень даже для опылительных дел годится-летает медленно, невысоко, управляем.
И что? Если фермерам нравятся эти варианты, а вышеуказанные организации явно не используют свой «крылатый» подвижной состав на полную катушку, то почему бы не заключать договоры и работать себе на благо и во славу сельского хозяйства?
— По логике — да. Но по существующему Воздушному Кодексу — нет, — поясняет Константин Озерский. — Не имеют права владельцы и ба-ланссодержатели авиации общего назначения предоставлять коммерческие услуги. Но коль скоро общественным организациям не слишком сладко живется на (условно говоря) членские взносы, а у сельчанина нет другого средства в борьбе против саранчи — сделки заключаются.
И что в итоге? Поскольку данные договоры вне закона, страдает бюджет — с теневых сделок налоги ведь не платятся. Поскольку, согласно кодексу, коммерческая авиадеятельность данных общественных организаций вне закона — то ни лицензирование, ни сертифицирование также не происходит. А ведь и лицензия, и сертификат — это не только бумаги, которые дают право на осуществление данной деятельности и именно на данном транспортном средстве. Это еще и гарантия соблюдения всех технических норм и требований безопасности.
А неофициально — оно и есть неофициально «Парковка» на край летнего поля — по знакомству, метеоданные — по шапочной договоренности. Ну а если фермеров не удовлетворила работа по опылению — они вряд ли смогут обратиться в суд с исковым заявлением. Ведь сами, оформляя сделку, нарушали закон.
— И получается, — заканчивает государственный инспектор, — что, предпринимая санкции за незаконные сделки, контролирующие органы… вредят сельскому хозяйству. А закрывая глаза на данное обстоятельство — сами нарушают закон. Отсюда вывод: если ряд пунктов кодекса явно не отвечает существующим реалиям, их надо менять. Насколько я знаю, в Думу уже внесен проект поправок. Вопрос лишь о сроках или в том, кто «победит» — здравый смысл или… саранча?