По мнению специалистов, это первая принципиально новая боевая машина, разработанная в России за несколько десятилетий, прошедших с момента появления в 1974 году танка Т-70.
НЕСЛУЧАЙНЫЙ ИНТЕРЕС ИНОСТРАНЦЕВ
ПАТЕНТ с номером 002225 выдан Евразийским патентным ведомством на изобретение под условным названием «Танк». То, что это — машина XXI века, понятно даже по внешнему виду: высота «Танка» — два метра. Для сравнения: высота крыши башни американского «Абрамса» — 2,44 метра, английского «Челленджера» — 2,5 метра. Во время недавней войны в Ираке американцы и англичане понесли серьезные потери бронетехники во многом из-за больших габаритов своих машин, делавших их очень «привлекательными» для иракской артиллерии. И даже более легкие и приземистые, чем западные аналоги, существующие российские танки имеют по сравнению с новинкой баскетбольный «рост» — высота основного боевого танка российской армии Т-80У — 2,2 метра.
Предшественник запатентованного изобретения — опытный образец танка «Черный орел», созданный КБТМ. Он несколько раз демонстрировался на показах бронетехники, но только издалека и наполовину укутанный маскировочной сеткой.
— Когда мы увидели «Черного орла» с удивительно длинной башней и приземистым корпусом, то стали гадать — для чего русские конструкторы пошли на подобный эксперимент? Ведь в мире такие машины никто не делает, — сказал корреспонденту «АиФ Сибирь» Жан-Мишель ПЕРЕЗ, специалист по бронетанковой технике службы информации, тактики и техники правительства Франции. — Но когда ознакомились с рисунком еще одной сверхнизкой модели — Т-95 — с такой же длинной башней, то поняли, что стали свидетелями рождения нового направления развития мирового танкостроения.
Иностранцы, по словам одного из разработчиков нового танка, доктора наук, академика РАЕН Бориса КУРАКИНА, изучают новинки нашей бронетехники неслучайно: «Есть основания полагать, что в ряде стран, например, в Германии и Франции, омский тип башни внедряется в собственные разработки».
Новая машина пока существует только в чертежах и в компьютерной графике. Но по ним уже можно составить представление о потенциальных возможностях танка: длинный покатый силуэт с плавными линиями, необычно приплюснутая сварная башня. Такая «обтекаемость», по словам конструкторов КБТМ, делает более вероятным рикошет поражающего средства, а следовательно, увеличивает шансы на выживаемость.
Также для повышения защищенности экипажа (впервые в танкостроении) командир, наводчик и механик-водитель будут размещаться в корпусе ниже башни. Их секция полностью изолирована от запаса снарядов, топлива и пороховых газов от выстрелов пушки, что дает шанс на спасение экипажа даже в случае поражения танка.
ТАНКИ ЕЩЕ БУДУТ НУЖНЫ
ТАНК разработан как машина среднего класса неслучайно. Конструкторы считают, что это самый перспективный класс бронетехники, так как вероятность крупных войн, подобных Второй мировой, низка. И последний конфликт в Ираке полностью «реабилитировал» мировое танкостроение: в последние годы многие военные эксперты утверждали, что в войнах с применением ядерного оружия бронетехника не может обеспечить защиту экипажа и выполнение поставленных боевых задач. Но теперь стало понятно, что танки незаменимы в локальных военных конфликтах как средство усиления наступательной активности войск. Это требует от боемашины высокой мобильности и пригодности к транспортировке. Поэтому вес Т-95 невелик — 40-50 тонн, в то время как масса американского «Абрамса» М 1 составляет 57,1 тонны, английского «Челленджера» — 62 тонны. По мнению омских танкостроителей, если бы войска Ирака были оснащены не устаревшими моделями Т-55 и Т-72, а хотя бы Т-80 -самыми подвижными в мире танками среднего класса, то победить режим Саддама Хусейна было бы значительно сложнее.
По данным Главного автобронетанкового управления, танк задумывался как вариант модернизации существующего Т-80У. Однако вместо модернизации «восьмидесятки» конструкторы создали принципиально новую машину. Но денег на строительство полноценного опытного экземпляра, проведение ходовых, огневых и прочих испытаний у КБТМ нет.
— Только чтобы построить макет танка, надо затратить более 38 миллионов рублей, — говорит Борис Куракин.- После успешного испытания макета необходимо построить еще два опытных образца для проведения испытаний и сертификации, каждый из которых стоит еще больше. Но такими суммами КБТМ не располагает, а государство на разработку техники денег почти не выделяет. Впрочем, несмотря на трудности, сегодня мы начинаем разработку еще более совершенной машины, чем Т-95. И когда она будет закончена, то произведет тот же эффект, что и появление в свое время самолетов-истребителей или подводных лодок.
На фото: «Черный орел» (слева) — предшественник Т-95 (справа).