ЖАТВА НЕ ВДОХНОВОЛЯЕТ ОМСКИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ

ЖАТВА НЕ ВДОХНОВОЛЯЕТ ОМСКИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ

Частые дожди в первой половине августа перепутали все планы омских крестьян. Многие хозяйства опять остались без сена, а если кто и успел его заготовить, то не слишком высокого качества

А на пороге уже другая, более важная кампания — массовая уборка зерновых и кормовых культур. Как говаривали когда-то: самая ответственная и самая напряженная. Однако особой напряженности в деревне сегодня не чувствуется, на сельских улицах больше говорят о предстоящих губернаторских выборах, о том, как местные чиновники снова заставляют крестьян голосовать на свой лад, обещая за это и тепло в квартиры подать, и медицинское обслуживание наладить, и всех ребятишек в школу определить.

Однако сколько уже этих обещаний было, сколько раз селяне обжигались… Им и в 1999 году золотые горы сулили, и в 1995, и еще несколькими годами раньше. А что вышло? Д вышло то, что бывших колхозников и рабочих совхозов новая власть оставила с носом.

Разрушив до основания их хозяйства, она лишила их работы, гарантированной заработной платы, всех социальных благ. Сельскохозяйственного производства с развитым животноводством, высокой технической оснасткой сегодня в области практически не существует. А если кое-где и встречаются островки «благополучия», то, как правило, сельхозпредприятия эти частные и существенной роли в жизни омской деревни не играют. Ну, какая, например, выгода специалистам Крутинского района от того, что агрономы и зоотехники «Омского бекона» и птицефабрик «Оши» имеют зарплату около десяти тысяч рублей. Да никакой. То же самое и с уборкой. Ну, получат некоторые районы хороший урожай зерновых, а хлеб-то опять кому достанется? Крестьянам, что ли? Да его омские фирмы и компании, дающие под будущий урожай крестьянам горючее и запчасти, еще на корню поделили. И при любой погоде, при любых обстоятельствах они свое возьмут. В прошлом году, говорят, фирма «Оша» из акционерного общества «Октябрьское» Черлакского района за горючее зерно прямо из под комбайнов возила. А как «свирепствовали» другие фирмы… Так что жатва-2003 у наших селян действительно никаких положительных эмоций не вызывает. Люди просто-напросто отчуждены от производства. И если заговорят об уборке, то скорее всего по привычке. Молодежь же хлебная тема только за столом интересует, Поэтому удивляться тому, что у нас в области посевные площади за годы реформ уменьшились на 800 тысяч гектаров, не надо. Что можно было еще ожидать от равнодушной к судьбе крестьян власти. Это она лишила их поддержки, средств существования, достойной жизни на земле. Шуточное ли дело, в девяностых годах область занимала различными культурами 3,7 миллиона гектаров, а нынче, если верить госстатистике, кое-как 2,9 миллиона засеяла, в том числе 1,9 миллиона гектаров зерновыми.

Сейчас новые русские и нерусские этот зерновой клин при помощи сохранившейся с советских времен техники начали убирать. Для стимулирования труда в районах и области даже разработаны так называемые условия трудового соперничества, побеспокоились новые хозяева и о том, чтобы механизаторы, работающие в поле, были накормлены. Но все равно все это не сравнимо с дореформенным периодом и скорее всего смахивает не на заботу о человеке, а на обыкновенную показуху. Дескать, смотрите, какие мы щедрые и деловые. Но что не сделаешь ради сиюминутной выгоды, на какие поблажки не пойдешь Да и что стоит для той же «Сибнефти» или «Оши» бесплатный ужин комбайнера в поле? Ровным счетом ничего. Расщедрятся так называемые инвесторы в конце уборки и на награду самым лучшим механизаторам — автомобили. Вот только награда эта с горчинкой. Ну, намолотила область в 2002 году 2645 тысяч тонн зерна, а крестьяне богаче никак не стали, прибыль от реализации зерна получили в основном те самые «инвесторы» и перекупщики различных мастей, от «Разгуляя» до «Наливая». Рентабельность омского сельскохозяйственного производства равнялась всего лишь 5,7 процента, Еще один шаг — и регион выдохнется, съедет на нет. Тем более предпосылки к этому есть. Нашим омским крестьянам новые комбайны за последние годы только с экранов местного телевидения показывают. На самом деле ситуация с технической оснасткой удручающая. В большинстве хозяйств уборочные машины износились настолько, что их комбайнами-то назвать уже неудобно — так себе, агрегаты какие-то. И тех насчитывается почти в три раза меньше, чем в советские годы. Не случайно уборочная кампания в области вместо 15-20 рабочих дней затягивается на 2,5-3 месяца, до самых белых мух.

Так, в прошлом году Главное управление сельского хозяйства администрации области об окончании уборки отчиталось перед омичами на одном из телеканалов в октябре, а на фермерских полях Калачинского района жатва велась еще в ноябре, в Тюкалинском же районе пятая часть урожая вообще под снег угодила.

Похоже, и нынче некоторые районы и хозяйства такая же участь ждет. В акционерных обществах, кооперативах в августе еще треть комбайнов не была приведена в порядок, про зернотока и говорить не приходится. В ряде северных хозяйств они разрушены настолько, что не подлежат никакому восстановлению Если ориентироваться на данные облсельхозуправления (на начало августа к работе было готово чуть более 50 процентов зернотоков), то можно сделать вывод, что новые русские доводить до нужных кондиций зерно в хозяйствах не собираются. Да и зачем? Они могут подработать его и в другом месте, и с гораздо меньшими для себя затратами. А проблемы крестьян им до лампочки. Стратегия и тактика областного земледелия — это отсеяться и собрать урожай, а в чьи закрома он пойдет и кому будет служить, не важно. Главное — вовремя пустить омичам пыль в глаза, создать видимость, что власть участвует в уборочной кампании и во всех делах.

Недавно, к примеру, управленцы об озимой пшенице разговор вели. Пришли к мнению, что этой культурой в нашей области надо занимать самое малое 100-150 тысяч гектаров. Спрашивается, а кто мешает? Сейте хоть 250 тысяч. Но, увы, нынче возделыванием озимой пшеницы занималось только 16 хозяйств области и росла она всего лишь на 4,2 тысячи гектаров.

О том, какое значение имеет при нынешнем дефиците техники озимый клин, комментировать нет смысла. Скажем только одно: потеряла настоящего хозяина земля омская. Во всем сквозят цинизм и равнодушие Людей уже «закормили» обещаниями и надуманными перспективами развития.

Так что предстоящая массовая уборка не вдохновляет селян, и если будут работать в поле омские мужики с раннего утра до позднего вечера, то больше по нужде, чем по призванию.