Прибывшие на место происшествия сотрудники прокуратуры Омского района увидели стены, забрызганные кровью двух охранников. Алел от нее и огнетушитель, которым одного из них били по голове.
Проследить первые шаги бунтарей было нетрудно. Возле двери в специальном ограждении валялась похищенная связка ключей. Свою задачу она выполнила и зекам уже не требовалась. Через следующий забор они перемахнули легко. Потом рванули в сторону теплотрассы, где бросили резиновую дубинку и часть одежды. И отправились наслаждаться волей…
В колонию-поселение в Осташково попадают граждане, осужденные за нетяжкие преступления, в основном воры и бытовые дебоширы. Кто-то — прямо из зала суда. Кто-то — из другой колонии, где отсидел часть срока. Таким образом заключенных поощряют за деятельное раскаяние и примерное поведение. Житье-бытье у зеков в Осташково сильно отличается от других зон. Прежде всего своей вольготностью. Передвигаются зеки по территории без конвоя. А главное — регулярно выходят за ее пределы, где имеют право работать и встречаться с семьями. Но возвращаться обязаны в установленные сроки. Ушел и не вернулся — значит, беглец. Единичные случаи такой «самоволки» в Осташкове бывали, хотя и достаточно редко. Ориентировки, расклеенные по городу, и телевидение нас об этом исправно информировали. Но чтоб бежали толпой прямо из штрафного изолятора, да еще избив охрану! Такого, как в позапрошлый четверг, здесь не было ни разу.
В одну камеру изолятора эти восемь человек в возрасте от 18 до 27 лет попали не разом, и каждый за свои грехи. Однако, как рассказал вашему корреспонденту один из ответственных работников колонии, те из зеков, кто загремел в ШИЗО накануне вечером, были пьяны. Похмельный синдром, по его мнению, и спровоцировал вспышку агрессии.
У следствия нет оснований полагать, что заключенных довело до крайности жестокое обращение. По словам Ильи Богачука, старшего следователя прокуратуры Омского района, спонтанными действия бунтовщиков назвать нельзя. Они явно сговорились и всё спланировали. Успели вытащить из нар металлические прутья и вооружиться ими.
В 5.30 утра охранник открыл двери камеры, чтобы по установленным правилам зеки отнесли свои матрасы в складское помещение. На него сразу набросились. Второй охранник в этот момент находился поблизости в служебном помещении. Сюда забежали несколько зеков. Они забрали лежавшую тут резиновую дубинку. Потом отняли у людей в погонах и газовые баллончики — единственный способ их самозащиты. Носить огнестрельное оружие непосредственно в зонах запрещено. А с тех пор как Россия пытается жить по правилам цивилизованной Европы, даже дубинки выдаются не всему персоналу — в зависимости от должности. Можно только порадоваться, что озверевшие искатели свободы не убили охранников. В настоящий момент один из них уже вышел на работу. Второй, получивший травму головы, продолжает лечение.
Вообще-то, по-моему, в таких экстраординарных случаях население должно быть немедленно и широко оповещено. Из соображений элементарной безопасности. Не знаю, как вы, но ни я, ни кто-либо из моих знакомых никаких предостережений не слышал и не видел. Может быть, народ решили не пугать. Двоих беглецов взяли уже на следующий день при попытке связаться с родственниками. Еще одного привела сдаваться собственная мать. Но остальные пятеро целую неделю гуляли на воле! Отсиживались в Черемушках на берегу Иртыша возле лесополосы. А вдруг бы кого-то из мирных обывателей потянуло туда погулять? Впрочем, стражи порядка уверяют, что оцепление района было мощное, и тот факт, что далеко от Осташкове беглецы не ушли, считают своей заслугой. Четверых зеков задержали прямо на природе. По совпадению — опять же в четверг ранним утром. А пятого зека сотоварищи послали в ближайший населенный пункт за продовольствием, но он купил спиртного и, угостившись, уснул по дороге. Там его и нашли.
В общем, повязали всех легко. Хотя планы беглецы, похоже, вынашивали нешуточные. По крайней мере, из информированного источника нам стало известно, что пятерка преступников собиралась двигаться в сторону Казахстана. По дороге хотели напасть на милиционеров, дабы раздобыть себе оружие. Следователь Богачук на сей счет информации пока не дает. Расследование уголовного дела только начато. Единственное, что можно предположить наверняка: каждому из беглецов светит минимум лет пять зоны в добавку к уже имеющимся срокам. И отбывать их они станут, конечно же, не в колонии-поселении с щадящим режимом.