Вот и выбрали мы себе губернатора на ближайшую пятилетку. Прежнего. А в целом итоги голосования выглядят следующим образом: Полежаев — 57,27%, Маевский — 28,59%, Шишкин — 2,21%, Коротков — 1,64%, Викторов — 1,29%. Против всех кандидатов подали свои голоса 8,33% избирателей.
Результаты выборов были вполне предсказуемы. По мнению областных СМИ, потому предсказуемы, что регион успешно развивается, народ доволен своей жизнью, действующей властью и не желает никаких перемен.
На первый взгляд так оно и есть — отрыв Полежаева от остальных кандидатов впечатляет. Кстати, примерно столько же голосов он набрал и на двух предыдущих выборах. Однако, если взглянуть на нынешние итоги более внимательно, общая картина представляется не такой уж однозначной.
Прежде всего стоит отметить, что в воскресенье на участки пришло менее 45% от числа всех избирателей. Неужели остальным гражданам безразлично, кто ими будет править целых пять лет? Вряд ли. Скорее, речь идет о протестном «голосовании ногами»: значительную часть омичей просто не устраивает предложенный выбор. Они не желают голосовать ни за действующую власть, ни за представителя КПРФ. Других реальных вариантов, увы, не было. Вымерли в регионе политики. А может, их старательно «выпололи».
Вызывает недоумение и расклад голосов по районам и округам. К примеру, в Знаменском районе Полежаев набрал 49% (Маевский-42%), а в соседних со Знаменкой Седельникове и Таре — соответственно 75% и 71%. Такие же парадоксы наблюдаются и в других «климатических зонах». Неужто столь разительно отличается уровень жизни селян? В таком случае самыми процветающими следует считать Называевский и Павлоградский районы. За Полежаева здесь отдали свои голоса 81% из 82% пришедших на выборы. Почти северокорейский (или туркменский) вариант.
Что касается областного центра, то в Омске на участки пришло всего около 34% избирателей. И, судя по итогам голосования, горожане живут гораздо хуже селян — во всяком случае, здесь оказалось намного больше недовольных действующей властью. Если бы выборы проходили только в городе, пришлось бы проводить второй тур с трудно предсказуемым результатом.
Впрочем, странности послевыборной статистики можно объяснить одним известным фактором: все решил мощный административный ресурс, который в селе работает гораздо эффективнее, нежели в городе. Что и говорить, власть полностью освоила науку управления волеизъявлением народных масс. На выборы, правда, стало ходить незачем, но от того, что за нынешнего губернатора проголосовало только около четверти от общего числа избирателей (а в Омске так и вовсе лишь каждый шестой), конечный результат не меняется.