Черный ворон уже седьмой месяц кружит над библиотекой ОМО им. Баранова. Всё началось с распоряжения горсовета, согласно которому «нежилые объекты предоставляются в безвозмездное пользование только органам самоуправления Омска, подразделениям администрации города, муниципальным учреждениям и предприятиям». Словом, всем, кто находится «под крышей» городской власти. А за те помещения, что в стороне от нее, надо платить. И очаги культуры не исключение.
Перед таким фактом еще в феврале поставил департамент недвижимости директора библиотеки Любовь Васильевну Кузнецову Дано было ей 3 месяца на то, чтобы согласовать с руководством объединения вопрос об арендной плате либо освободить помещение, принадлежащее городу. То есть перебраться на территорию завода, что автоматически отсекает от библиотеки больше 10 тысяч читателей. Останется их лишь полторы тысячи — столько записано в ней моторостроителей.
В числе посторонних, коим вход воспрещен, окажутся более тысячи студентов и 3,5 тысячи школьников. А если заключить с мэрией договор об аренде, платить по нему придется 220 тысяч рублей. Возможно, в советские времена эта сумма карман предприятию шибко не оттянула бы, но сейчас — другое дело. Завод с великим трудом выкраивает средства на социальную сферу. На содержание той же библиотеки (ремонты, оплата услуг ЖКХ, зарплата работникам, канцелярские и прочие расходы) в год тратится более миллиона рублей. А ежели город заставит оплачивать еще и аренду, у руководства объединения возникнет естественная реакция, зачем обслуживать людей, не имеющих к заводу отношения? Слова эти уже прозвучали из директорских уст.
Все эти соображения изложила Любовь Кузнецова на заседании горсовета. Прошло оно 4 июня, когда истек срок предъявленного департаментом недвижимости ультиматума. Имелись в запасе у Любови Васильевны и другие доводы. К примеру, в следующем году библиотеке исполняется 80 (эвакуирована в Омск вместе с заводом), а помещение свое она занимает почти полвека, и найти столь же подходящее для нее довольно трудно, потому как книги -материя тонкая, не говоря уж о том, что перевозка 250 тысяч изданий, расставленных по своим местам, — колоссальный труд. В штате же немного сотрудников, к переезду придется готовиться им целый год. Есть и юридический аргумент — никто до сих пор не отменил распоряжение прежнего мэра от 18 октября 1999 года, в котором сказано «Передать всю площадь, занимаемую библиотекой (1500 квадратных метров), в безвозмездное пользование».
В общем, не прост оказался вопрос. Поэтому им занялась комиссия горсовета по культуре. Те, кто промолчал на ее заседании, оставили лучшее мнение о себе, чем депутаты, озвучившие свои мысли. Депутат Неклюдова, например, предложила объединить «барановскую» библиотеку с «полетовской», что означает ликвидацию одной из них. Депутат Мясников настаивает: «Пусть директор завода вас к себе забирает — и дело с концом». Депутат Зуга, в отличие от коллег, всерьез озабочен судьбой книжного фонда, третьего в городе по объему после Пушкинки и Ленинки (та, которая на бульваре Победы). Он видит один выход: передать библиотеку ОМО в муниципальную собственность. Последствия этого шага легко просчитать по опыту библиотек, с коими поступили аналогично. Овладев вожделенными помещениями, департамент недвижимости найдет им более выгодное применение. Книги будут, возможно, сохранены, разойдясь по разным библиотекам, а вот читатели почему-то городскую власть не беспокоят. Между тем число их растет. В среднем за год, начиная с 2000-го, их становится здесь больше на 500 человек, и сегодня насчитывается около 12 тысяч, причем очень много молодежи. Ни телевидение, ни компьютерный бум не отбили у нее тяги к литературе. И читают молодые люди не какой-нибудь ширпотреб. Из классиков прошлого века они предпочитают Платонова, Набокова и Булгакова, а из зарубежных — Скотта Фицджеральда. Нарасхват последний трехтомник Окуджавы, экземпляров его было много, но все — на руках. Среди авторов ныне живущих чаще других спрашивают лауреатов премии Букера (последний из них — Людмила Улицкая). Читают также Пелевина, Татьяну Толстую. И что еще радует — велик спрос на поэзию. В общем, продвинутая у нас молодежь.
А теперь давайте задумаемся что значат для города 220 тысяч рублей в год? Да содержание одного депутата бюджету обходится дороже! Но если одно кресло из горсовета убрать, то вряд ли много убудет от города. А то и прибудет — смотря кто в нем сидел. А вот если 12 тысяч читателей лишатся пищи для ума, урон выйдет очевидный. Увы, вычислению в рублях этот урон не поддается.
Сегодня народные избранники соберутся после летних каникул и на одном из ближайших заседаний наверняка рассмотрят вопрос о библиотеке ОМО им Баранова. Каким будет его окончательное решение, мы вас проинформируем.