В марте 2001 года в Москве прошла 2-я Всероссийская конференция представителей малых предприятий. В составе омской делегации там побывал Александр Третьяков, 32-летний глава торгового дома «Мемфис», с декабря прошлого года президент областного Союза предпринимателей. Уже тогда Третьяков рассказывал журналистам про громадье планов. О том первый вопрос: что с громадьем? «Оно находится в стадии реализации», — ответил Александр Георгиевич, объяснив, что за десять лет существования Союза накоплен опыт, позволяющий готовить изменения в его уставе и структуре. С годами отечественный бизнес цивилизуется, а значит, меняются его отношения с властью и обществом.
— Взаимоотношения власти и бизнеса заметно эволюционировали. Помните? — сам задал вопрос Третьяков. — Вначале был «черный» бизнес, не ограниченный никакими рамками. Со временем появились законы, отсекающие криминальный бизнес от цивилизованного. Теперь «черного» рынка все меньше, а нормальный бизнес закладывает собственные традиции. Между тем контролирующие органы, все еще ориентированные на «черный» рынок, который они годами выявляли и отсекали, эволюции не заметили и нормальному бизнесу мешают работать. Чем? Бесконечными проверками и согласованиями, требующими от предпринимателя потерь времени и немалых денежных затрат. Не секрет: больше согласователей — больше коррупционеров. Все это тормозит российскую экономику. Впрочем, нас обнадеживает то, что и президент Путин, и правительство одним из важнейших приоритетов признали дебюрократизацию экономики, минимизацию административных барьеров.
— Откуда в Омске барьеры? Взять, к примеру, Законодательное собрание — все местные олигархи там, им и законы в руки. Разве не так?
— Не путайте две разные вещи. Административные барьеры далеко не всегда связаны с Законодательным собранием. В нашей области бизнес нормально взаимодействует и с законодателями, и с губернатором. При нем, кстати, есть консультативный совет по предпринимательству, а наш Союз аккредитован при собрании, так что большинство законопроектов выверено. Хотя есть акты, мешающие развитию местного бизнеса. К примеру, недавний указ об увеличении ставок за аренду помещений: они не дифференцированы. Здесь надо бы соблюдать меру, иначе малый бизнес погибнет, а площади за высокую цену — кому они будут нужны? Опять же надо заметить: непродуманные постановления не часто появляются, как правило, мы находим общий язык.
— Хорошо, что отношения с властью вас устраивают, но нередко она использует правоохранительные органы как средство политического давления. Этот «молот ведьм» может обрушиться на любого, будь то банкир, промышленник или глава торгового дома.
— Давайте скажем так: это происходит на уровне всей страны. Чего ж пенять на регион, если то же самое происходит в Москве? Да, у нас отчасти режим авторитарный — тогда чего же от него хотеть? Другой вопрос, что режим этот должен цивилизоваться, но вначале это должно произойти в центре. Да, правоохранительные органы иной раз меры не знают. На конференции мы об этом говорили с представителями МВД. Они не против того, чтобы милиция общественной безопасности вообще проверками не занималась, потому что это несвойственная ей функция. Иной раз диву даешься: налоговики проверяют с предписанием, а правоохранители — нет, да к тому же на одно и то же предприятие могут семь раз подряд прийти. Есть такие факты и в Омске.
— Омский криминалитет сильно давит на бизнес?
— Нет, сегодня криминал в Омске практически ничего не решает..
— Это само собой произошло, со временем?
— Вот уж нет. Здесь надо отдать должное и губернатору, и правоохранителям. На протяжении десятилетия омские правоохранительные органы, наверное, как входили по стране в тройку лучших по эффективности борьбы с «черным» криминалом, так и сейчас входят. В том-то и весь вопрос, что действенные свои методы они по привычке распространяют на нормальный бизнес. Здесь важно не потерять чувство меры.
— Утверждают, что Омская область тоже едва ли не в тройке по количеству инвестиций. Это так?
— Есть объективные цифры. Другой вопрос: куда идут вложения и насколько они эффективны. Судя по всему, политика губернатора прежде всего направлена на поддержание крупных предприятий, поскольку там работает основная масса жителей. У них должны быть средства к существованию. Насколько такие вложения эффективны, это пусть экономисты подсчитают, хотя я точно знаю, что в странах с развитой экономикой наибольшую и самую быструю отдачу дает малый и средний бизнес.
— Большая часть омских инвестиций, скорее всего, относится к «Сибнефти». Так ли уж это хорошо? Фактически область стала монорегионом, вотчиной крупной нефтяной компании.
— То, что «Сибнефть» наращивает инвестиции, прекрасно. Нам что — ставить ей барьеры в развитии? Она вкладывает средства и в регион, а в том, что у нас он теперь «моно», следует винить тех, кто изначально настроил область на нефтепереработку и химическую промышленность. Все претензии — в 50-е годы. К примеру, я с Романом Абрамовичем тягаться не собираюсь. У меня есть своя ниша, есть чем заниматься. А вообще свобода крупной компании не должна мешать свободе другого бизнеса. На это у нас есть антимонопольный комитет, в конце концов.
— Чего хочет Союз предпринимателей от нового мэра?
— Мы уже высказали свои пожелания Евгению Ивановичу Белову. Нам необходимы систематические прямые контакты мэра с предпринимателями. Не буду говорить ничего плохого о бывшем градоначальнике, однако в работе прежней администрации была масса отрицательных моментов.
— Каких, к примеру?
— Допустим, работа департамента недвижимости, который превратил муниципальную собственность в собственный большой карман и, не считаясь с интересами бизнеса, исходил только из своих проблем и проблем бюджета. Этот департамент — притча во языцех. Или, к примеру, стремление прежней мэрии монополизировать тот или иной сегмент рынка. В конце прошлого года было создано муниципальное предприятие по обслуживанию городского антенного хозяйства, претендовавшее на роль единственного хозяина в этой сфере. Благо, что антимонопольный комитет отменил это распоряжение. Ведь оттуда шли налоги, туда шли инвестиции, и все понимали, что муниципальное управление таким хозяйством будет менее эффективным, чем коммерческое. От нового мэра мы ждем понимания, что экономика города напрямую зависит от эффективности рынка. Цивилизованный бизнес должен управлять экономической ситуацией, а городская власть должна следить, чтобы муниципальная собственность давала максимальную отдачу, и через свои распоряжения поддерживать, а не губить экономику, как это часто бывает.
Заканчивая интервью, задаю не относящийся к делу вопрос, который упорно крутится в голове. Александр Третьяков любит охоту — прямо сказать, традиционное времяпрепровождение элиты. И все-таки трудно представить, как сидящий передо мной элегантно одетый культурный человек вдруг приезжает в лес и влепляет заряд в лоб несчастному лосю, который ничего плохого господину бизнесмену не сделал. Такую картину я и рисую Александру Георгиевичу, а в ответ слышу:
— Женщине мужчину никогда не понять. Это же на уровне генной памяти: мужчина всегда был добытчиком. Рефлекс этот у нас остался. От него удовольствие, адреналин в крови и сброс эмоций. Лучше охотиться, чем на подчиненных отыгрываться. Это нормальный отдых для мужчины.