Судебное расследование «вербочек» (так омичи окрестили зверское преступление, совершенное братьями Дериглазовыми накануне Вербного Воскресенья) завершено. Вчера у всех участников процесса была возможность высказаться.
Зал был таким же полным, как и в первый день заседания. Волнение переполняло всех присутствующих. Собравшиеся ждали и слов прокурора, и, безусловно, того, что же скажет сторона защиты.
Перед началом прений мама Оли Соболевой ходатайствовала о своем участии в них. Она предоставила суду две тысячи подписей черлакцев, собранных в поддержку смертной казни. Суд согласился, А мама Натальи Белетковой попросила приобщить к материалам дела посмертные фотографии убитых ребят.
Женщина еще раз задала вопрос подсудимым, что же погибшие такого сделали и зачем над ними надо было так издеваться. На что старший Дериглазов невозмутимо ответил: «Над ними никто не издевался». После этого братьям показали фотографии их жертв, лежащих в гробах. Оба несколько минут вглядывались в изображения.
Первое же слово было предоставлено государственному обвинителю Александру Соколову. Он еще раз обратил внимание на беспрецедентность, жестокость и отсутствие мотива преступления.
Прокурор попросил у суда в совокупности совершенных преступлений назначить старшему из братьев, Дмитрию Дериглазову, наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием первых десяти лет в тюрьме, остальных — в колонии строгого режима. Младшему — пожизненное заключение в колонии строгого режима.
Помимо этого взыскать с подсудимых по сто тысяч рублей в пользу каждого из потерпевших в качестве компенсации морального вреда. Завершая свое выступление, господин Соколов выразил сожаление, сказав, что наш закон не предусматривает смертной казни.
Все родственники погибших также настаивали только на одном наказании — смертная казнь.
Самыми короткими были выступления адвокатов. Что, впрочем, понятно. Все правовые нормы были соблюдены, а о каком-то оправдании тут не могло быть и речи.
В судебном заседании был объявлен перерыв до третьего октября. Именно в этот день будет вынесен приговор. Каким он будет — можно только гадать.
В нашей стране введен мораторий на смертную казнь. Однако есть и исключения. С момента его появления в России все же были казнены 56 человек. Станут ли исключением омские убийцы, пока неизвестно. В противном случае, даже если они получат пожизненное заключение, у них остается шанс выйти на свободу. Дело в том, что наши законы устроены так, что любой человек может освободиться условно-досрочно. В ч. 5 ст. 79 УК РФ черным по белому написано:
«Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы».