Сразу не могли понять: что заставило нормально обеспеченных ребят из благополучных семей пойти на преступления? Между тем эти старшеклассники — две девушки и юноша — создали самую настоящую преступную группу. Под руководством девушки-«главаря» ездили по городу и, угрожая перочинным ножом, снимали золотые украшения с младших ребят. Причем время для поездок «на дело» выкроить было нелегко. Нужно было и уроки отсидеть, и домашние задания приготовить — учились все трое неплохо. Девушки к тому же еще и занимались в школе искусств. Но что поделаешь, если деньги были нужны позарез — так объяснили свои поступки несовершеннолетние преступники, которые все вырученное от грабежей тратили на покупку сладостей и безделушек.
В городском управлении образования об этом и подобных случаях говорят как о тревожной тенденции последнего времени. Среди несовершеннолетних, совершивших правонарушения, все чаще встречаются дети из благополучных семей и учащиеся лицеев и гимназий — в 2000 году милиция задерживала нарушителей закона из восьми подобных элитных учреждений. В целом же количество преступлений несовершеннолетних в 2000 году увеличилось больше чем на три процента. Рост преступности происходил в Кировском, Ленинском, Советском округах. Ну а среди доставленных в прошлом году в милицию несовершеннолетних 3373, или больше половины — учащиеся школ. Это не удивляет, ведь количество школьников, относящихся к «группе риска» за последний год выросло до четырех с лишним тысяч. Подавляющее большинство школьников-правонарушителей — это подростки 15-16 лет, которые учатся в 9-11 классах. Или — еще недавно учились.
— Зачастую школа сама провоцирует подростка на правонарушения, безоглядно отчисляя нерадивых учеников целыми отрядами, — считает начальник сектора воспитательной работы управления образования Алевтина Долгова.
— Так, за первое полугодие нынешнего учебного года из общеобразовательных школ за неоднократные нарушения Устава учебного заведения были отчислены 221 человек, из них 111 — в возрасте до 15 лет. Основные причины: неуспеваемость, непосещение занятий, недопустимое поведение. Как показал анализ, учащиеся, попавшие в списки отчисленных, по большей части, относятся к «группе риска»: 68 процентов воспитывались в неполных, малообеспеченных семьях, 58 процентов из этого числа — семьи неблагополучные, с пьющими родителями.
Большинство отчисленных ребят потом все равно продолжают обучение, но уже в вечерних школах. Именно там специалисты городского управления образования провели в марте анкетирование, в результате которого выяснилось: главной причиной своего ухода из «обычной» школы многие ребята считают конфликты с учителями и директором школы. Гораздо меньше подростков называют в качестве основной причины неуспеваемость, прогулы занятий, конфликты с одноклассниками, материальные трудности в семье. На вопрос анкеты «Хотел бы ты вернуться в прежнюю школу?», 88 процентов ребят ответили отрицательно. Да и как иначе, если в анкетах писали: «Ушел из школы, потому что учителя там грубые, нецензурно выражаются в адрес учеников», «Мне не нравилось учиться в той школе, потому что там унижали и даже били ребят».
Проблемы преступности несовершеннолетних усугубляются усилением пьянства и наркомании среди подростков: по данным милиции, в 2000 году взято под контроль более тысячи таких ребят. Ну а весь город имеет возможность их наблюдать в дни массовых школьных праздников, особенно 1 сентября и в день последнего звонка.
Не нужно изобретать велосипед.
— Школам не надо ничего придумывать -все, что можно и нужно сделать, прописано в федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятом Госдумой в 1999 году, — говорит Алевтина Долгова. — Определены пять основных направлений, по которым должны работать учреждения образования. Первое из этих направлений: оказание помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении. Здесь главная роль отводится педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Сегодня школы укомплектованы этими кадрами, и они стараются выполнять возложенные обязанности. И часто выполняют, если им не мешают… директора. В половине городских школ руководители заставляют социальных педагогов и психологов заниматься не своим делом: включают в состав администрации, привлекают к дежурству, составлению расписания и перспективных учебных планов, подготовке развлекательных мероприятий. Поэтому на недавнем аппаратном совещании с директорами школ мы еще раз обратили внимание на недопустимость подобной практики. А городской психологической службе предложили в апреле-мае снова вернуться к вопросу об эффективности работы с «трудными» подростками.
По словам Алевтины Анатольевны, есть в школах серьезные огрехи и при работе по другому направлению — выявлению детей, находящихся в социально-опасном положении, и организации мер по их воспитанию. Разумеется, опыт такой работы в педколлективах есть. Но далеко не во всех — иначе бы не было звонков от родителей в управление образования с вопросом: «Почему дневник используется классным руководителем только для напоминаний о сдаче денег в фонд школы или класса?»
Другие направления работы по профилактике правонарушений — это организация занятости подростков в свободное время, выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, и помощь им, организация в школах правового воспитания. И здесь есть определенные успехи. Так, более 40 процентов детей из «группы риска» заняты в спортивных секциях и кружках. А сейчас городское управление образования занимается вопросом занятости «трудных» подростков летом. Наверняка будет использован опыт Советского и Ленинского округов, где с ребятами из «группы риска» работали в пришкольных лагерях по специальным программам. К сожалению, пока очень слабо развито правовое воспитание, хотя и есть в некоторых школах интересные наработки, учитывающие возрастные особенности детей. В этих школах не читают нудных лекций, а проводят увлекательные уроки-игры и внеклассные мероприятия. Для того, чтобы восполнить пробел в правовом воспитании, управление образования предложило в следующем учебном году каждой школе ввести предмет или факультатив «Основы правовых знаний» — сегодня подобные занятия проводятся только в 60 школах.
Разумеется, в управлении образования далеки от мысли сваливать всю вину за правонарушения подростков на руководителей и педколлективы школ. Ведь это глобальная социальная проблема. Поэтому я умышленно не называю школы, учащиеся которых чаще или реже оказывались среди нарушителей закона: может сложиться впечатление, что эти цифры напрямую связаны с качеством воспитательной работы. Между тем далеко не всегда это так. В последние годы все более четким становится социальное расслоение школьников. Ребята из наиболее обеспеченных семей переходят в лицеи и гимназии. Естественно, процент потенциальных правонарушителей среди оставшихся в «обычных» школах намного выше. И, тем более, «трудных» подростков чрезвычайно много в школах, стоящих на окраинах и окруженных частным сектором или общежитиями и малосемейками. Успех здесь возможен только при совместной с общественностью работе.
— Большие надежды мы возлагаем на создаваемые сейчас попечительские советы школ, они есть уже в 25 учебных заведениях, — отмечает А. Долгова. — Эти советы — обязательный компонент модели общественно-активной школы, которая внедряется в Омске. Пока же в большинстве школ с родителями продолжают работать по-старому — читая лекции и нотации на собраниях. А нужно добиваться обратной связи, и попечительские советы, в которые войдут авторитетные люди микрорайона и города, безусловно, смогут всколыхнуть родительскую массу.
Первые шаги по профилактике правонарушений заинтересованные ведомства вместе с общественностью уже сделали. Так, в результате акции «Всеобуч» в городе были выявлены 332 ребенка, не посещающих школу. Большинство из них удалось вернуть к учёбе, семьям, находящимся в тяжелом материальном положении, была оказана помощь. В апреле-мае управление образования планирует проведение очередного такого рейда вместе с представителями правоохранительных органов и КТОСов.
Ну а именно сейчас управление образования вернулось к вопросу профилактики правонарушений не случайно. Ведь не за горами летние каникулы, и от того, как будет подготовлен отдых детей, зависят судьбы многих из них.