15 декабря 2000 года городская прокуратура без шума и пыли возбудила уголовное дело по факту передачи имущества с баланса МУП «Предприятие тепловых сетей и котельных» (ПТСК) в муниципальную казну. Следствие рассматривает это действие под углом двух статей Уголовного кодекса (УК) РФ — превышение должностных полномочий чиновниками городской администрации (ст.286) и преднамеренное банкротство (ст.195). Никто и не сомневался, что вывод имущества предприятия имел, ко всему прочему, ярко выраженную цель — спасти его от неминуемого ареста, поскольку ПТСК задолжало огромные деньги АК «Омскэнерго». Следствие продлится еще месяц — до 15 мая. Учитывая некоторые изменения в городской администрации, можно предположить, что блудные теплосети вернутся домой, а виновных, скорее всего, не найдут.
Финансовые споры между Омскэнерго и ПТСК, а также финальный аккорд этих разногласий в виде передачи теплосетей ПТСК на баланс новой муниципальной структуры — МУП «Теплокоммунэнерго», тщательно и подробно описывались в нашей газете (см. «КВ» № 24 от 22 июня и № 30 от 3 августа 2000 года). Нам так и не удалось тогда получить внятный ответ на простой вопрос: с какой же целью были переданы теплосети в муниципальную казну и для чего создано Теплокоммунэнерго? Самая правдоподобная версия — спасение имущества от кредиторов — напрочь отвергалась городскими властями. Мол, такие способы решения финансовых споров нам не к лицу.
В результате от ПТСК остались лишь учредительные документы и юридический адрес. Могло ли это устроить главного кредитора — Омскэнерго, которому ПТСК только по исполнительным листам должно 683 миллиона рублей? Глупый вопрос. Ведь это без малого 25 миллионов долларов США — от такой суммы не отказался бы даже известный миллиардер Билл ГЕЙТС.
Попытки оспорить решение городской администрации в арбитражном суде кончились ничем. Однако юристы Омскэнерго обратили внимание на некоторые нюансы. Дело в том, что муниципальное имущество, находящееся у ПТСК на праве хозяйственного ведения, нельзя забрать без согласия предприятия. Такой документ в деле имеется — письмо за подписью главного инженера ПТСК. Именно на нем базируются аргументы ответчика — департамента недвижимости. К письму, естественно, прилагается список передаваемых объектов. Вот в этом списке и обнаружились несоответствия. По утверждению заместителя генерального директора по правовым вопросам АК «Омскэнерго» Николая ЛЕБЕДЕВА, ряд объектов был передан на баланс ПТСК позже той даты, которая фигурирует в письме. В общем нескладушки получаются.
Сегодня этими фактами уже занимается прокуратура. Спорный документ направлен на экспертизу. Еще, по словам следователя городской прокуратуры Оксаны ЗОТОВОЙ, в настоящий момент проводится документальная ревизия деятельности ПТСК. Уточняется кредиторская задолженность предприятия, выясняется, каким образом расходовались денежные средства: кем, когда и на какие цели. После ревизии будет назначена экспертиза в Сибирском агентстве по преднамеренному банкротству, которое тоже даст свое заключение о результатах хозяйственной деятельности ПТСК. И уже после этого можно будет ответить на базовый вопрос: имелась ли возможность у предприятия закрыть кредиторскую задолженность или нет?
Как утверждает Оксана ЗОТОВА, до 15 мая она успеет завершить все следственные действия. Однако, по словам следователя, уже сегодня можно сделать вывод, что чиновники департамента недвижимости служебных полномочий не превышали. Самостоятельных действий не предпринимали, а лишь исполняли решения главы администрации города и никаких корыстных целей при этом не преследовали. Причем, они сами утверждают, действовали в интересах всех жителей города. Что касается преднамеренного банкротства ПТСК, то тут вопрос более запутанный. Подождем до окончания следствия. Хотя в любом случае виновность руководителей предприятия может определить только суд.
Главным же результатом следствия и возможного судебного процесса, как мне представляется, станет отмена постановления о передаче имущества в муниципальную казну. Тогда блудное имущество вернется в лоно ПТСК, где его давно заждалась служба судебных приставов.