В 1974 году впервые омские любители астрономии собрались в только что открытом планетарии в старом корпусе тогда еще Пединститута. Встречу организовал сотрудник кафедры теоретической физики Юрий Викторович Полушкин. А уже через год один из участников этого сбора Владимир Николаевич Крупко организовал астрономический кружок для детей. Он получил название «Альбирео» в честь двойной звезды в созвездии Лебедя.
Вскоре завершилось строительство городского Дворца детского творчества. Сюда-то и переехал клуб. Его завсегдатаями стали 25 человек. Сейчас их вдвое больше. Занимаются в «Альбирео» ребята в возрасте от 10 до 20 лет. И прийти сюда может абсолютно каждый, кого манит и влечет к себе небо, огромное, вечное небо с его тайнами.
— Астрономия — потрясающая наука, позволяющая делать открытия даже детям, — говорит Владимир Николаевич. — Но мы не ставим целью сделать из ребят ученых и даже не готовим их к поступлению в вузы соответствующего профиля. Здесь они могут научиться думать, мыслить, общаться со сверстниками, занимаясь одновременно тем, что им нравится. Большинство ребят, занимающихся в кружке, просто одержимы небом, звездами. Они действительно живут этим.
В кружке ребята сначала знакомятся с космическими объектами и явлениями, учатся находить их в пространстве и только потом приступают к собственным исследованиям. Небо-то огромное, открывать его можно бесконечно. Открытий в истории клуба немало. Например, изучение серебристых облаков, которые можно увидеть только летом, только ночью и только на нашей широте. Находятся они невероятно высоко — 80 километров над землей — и природа их возникновения неизвестна. За исследования в этой области кружковцы получили массу всевозможных наград. А для того, чтобы у детей были стимулы, в кружке придуманы разные знаки отличия — ордена Цефея, Альбирео и другие.
Наблюдения ведутся за солнечными и лунными затмениями, ближайшее из которых, кстати, ожидается уже 9 ноября. А лето кружковцы проводят в экспедициях, ставших уже традиционными.
— Тот, кто хоть раз побывал в такой поездке, уже не бросит астрономию, — говорит руководитель кружка. И он, конечно, прав, потому что, увидев однажды метеоритный кратер Жаманшин диаметром 13 км близ Аральского моря, забыть его не в состоянии.
— Такое чувство, будто ты идешь по доисторической земле и вернулся на многие века назад, — задумчиво рассказывает шестнадцатилетний Антон Кузнецов, неоднократно принимавший живейшее участие в экспедициях. — Теперь хочется знать ВСЕ о нашем мире.
Не только интерес к небу притягивает ребят, но и теплая, дружеская атмосфера внутри кружка. И даже позднее время занятий не останавливает юных астрономов. Когда же еще, как не ночью, лучше всего наблюдать звездное небо! Вот поэтому основное занятие проводится в субботу вечером и может продлиться до трех часов ночи. Потом юные исследователи ложатся спать здесь же, на импровизированных кроватях, а утром отправляются по домам с массой новых впечатлений. И так занимаются, порой, 5-7 лет, а потом остаются в качестве преподавателей.
— Владимир Николаевич, какая у вас самая заветная мечта?
— Сделать звезды ближе омичам. Как? Очень просто. Построить хороший планетарий. Для этого нужно не так много средств, зато польза — неоценимая. Ведь это наша культура. Астрономия — это не наука, а скорее мировоззрение. Она дает представление о мире. Самое страшное, что сейчас астрономии уделяют очень мало внимания.
Попрощавшись с Владимиром Николаевичем и ребятами, выхожу на улицу, где уже давным-давно ночь вступила в свои права. Поднимаю голову вверх и снова вижу звезды, которые всего несколько минут назад были совсем рядом, а теперь так невероятно далеки и недоступны. Сколько тайн хранят они, сколько неизведанного. А мы так редко смотрим на них…