Причина в том, что на этом фестивале решили вообще не вручать награды и не распределять места. Уж слишком разными были претенденты.
На профессиональном языке критиков это называется «рассказать о новом человеке новым театральным языком». Критика, кстати, не дремала. Обсуждая спектакли, говорили обо всем — о достоинствах и недостатках, удачах и слабостях, в общем, хвалили и выражали недовольство. Фестиваль вызвал широкий спектр впечатлений, так что дух новизны и экспериментаторства еще долго после отъезда гостей будет парить над нашим потерявшим спокойствие городом.
ОБЛОМ OFF
Обо всем не расскажешь, да и незачем. Это нужно видеть.
Спектакль «Облом off» Центра драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина стал одним из тех, которые вызвали наибольший резонанс на фестивале. Зрителей это действо повергло в состояние, близкое к тихому шоку (в самом хорошем смысле этого слова, как бы странно это ни звучало). Критики поставили диагноз спектаклю, объяснив причину зрительских эмоций фразой: «Интересный, но пока еще непривычный образец театрального постмодернизма». Реинкарнировав гончаровский сюжет об Илье Ильиче Обломове с Гороховой улицы, москвичи представили новую трактовку образа. Так что крутой облом получили те, кто пришел посмотреть на хрестоматийного лентяя, проводящего жизнь на диване. «Облом» для тех, кто не любит экспериментов с классикой, начался еще до того, как актеры стали играть, — когда на сцене увидели мини-оркестр. Дальше еще «обломнее» — начинаются первые диалоги героев, и Илья Ильич — в потертых джинсах, в вытянутом свитере и в шерстяных носках — оказывается под столом:
— Зачем вы под стол залезли?
— А я просто так здесь сижу, у меня здесь домик.
— (Восторженно) Вы настоящий сумасшедший!
За всеми бытовыми (сюжетными) неурядицами, за разговорами о графине с водой, о клопах, о дробях, которые придумали арабы, вырисовывается нешуточная философия о секрете людского блага, о человеческой целостности и о смысле существования. Ярко сыгранный московский спектакль уже стал сенсацией «Золотой маски-2003».
ДЛЯ ВСЕХ
Театр с интернетовским именем «Театр. Doc» привез пьесу «Norway. today», написанную немецким драматургом на основе реальных событий. Тема оказалась близка молодым людям, которые составили подавляющее большинство зрителей. Этим критики и объяснили их неожиданно бурную реакцию. Очевидно, многие увидели на сцене себя…
— Кто-нибудь хочет отправиться на тот свет вместе со мной? Нет? Тогда не обращайте на меня внимания. Но ведь вы пришли сюда потому, что вам все осточертело?
Девушка Юля ищет через Интернет единомышленника, чтобы покончить жизнь самоубийством. Найдя его, едет в Норвегию, чтобы броситься с горы в пропасть. Завязка не слишком оптимистичная. Ко всему прочему, беднягу-зрителя, и так сидевшего в напряжении весь спектакль, измучившего себя размышлениями, прыгнут герои или нет, заставляют додумывать финал. А эта задача не из легких.
Спектакль «Песни нашей коммуналки» театра «У Никитских ворот», напротив, был рассчитан на зрителей любого возраста. Более сорока щлягеров 30-х — 60-х годов исполнили актеры во главе со своим художественным руководителем Марком Розовским, утверждая, что эти песни просто не могут устареть.
А завершил фестиваль сам мэтр — Александр Калягин, привезя спектакль «Лица» по рассказам Чехова. Кстати, калягинский «Et cetera» явился тринадцатым по счету участником. Но этот театр относится, скорее, к программе OFF, а здесь темный характер чертовой дюжины уже не считается.