Столь же давно пытается доказать, что экологическую ситуацию в регионе можно улучшить кардинально. По его словам, Омск, еще с советских времен прославившийся своими промышленными предприятиями, столь же давно утопает в отходах производства.
Зола, вырабатываемая омскими ТЭЦ, окружает город с трех сторон целыми горами, масса которых тянет на пятьдесят миллионов тонн. Каждый год прибавляет еще около двух миллионов тонн. Вредное по своей сути вещество разносится ветром, смывается в Иртыш. На одном из полигонов вообще разместили дачный кооператив. Разровняли золоотвалы, землей присыпали и нарезали участки. Местные землевладельцы нахваливают невероятно большую и сочную капусту, не подозревая, что именно этот овощ высасывает из почвы все радиоактивные элементы и накапливает в себе.
Омский ученый же на этой золе «собаку съел». Сорок лет отдано Гужулевым химическому производству. Прошел нелегкий путь от простого рабочего до профессора, доктора РАЕН. Нефтезавод, завод СК, строительство ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 — практически все крупные предприятия города за плечами Эдуарда Павловича. А уж последствия вредного производства испытал на собственном здоровье. Даже в село приходилось уезжать, ближе к природе и свежему воздуху. Но работа позвала обратно. На должности начальника химической службы всей Омской энергетики вплотную пришлось заниматься золошлаковыми отходами. Тогда включился в давний спор между отраслевой наукой и фактическими данными о вреде и пользе золы. Не давала покоя мысль, что тонны золы лежат неиспользованными и к тому же отравляют все вокруг. Это в то время, когда переработанная зола может стать отличным строительным материалом. Безвредным и дешевым.
ПРОФЕССОР
За двадцать лет, что работал с золошлаковыми отходами, накопился богатый материал. Не теоретические выкладки, а выверенные практикой результаты. На ТЭЦ-4 Эдуард Гужулев возглавлял строительство завода по переработке золы. Проводя исследования, объездил более двадцати институтов по всей стране. Сколько сил и средств ушло на это, но завод не заработал, даже пробные кирпичи не успел выпустить. Перестроечный бум помешал. А все расчеты, наработки составили уникальную книгу «Рациональное использование золы». Книга стала учебным пособием для студентов, будущих инженеров. А Эдуарду Павловичу предложили защитить докторскую диссертацию. По западному образцу, минуя аспирантуру и кандидатскую степень. Настолько его наработки оказались ценными для науки. Три года назад Гужулеву присвоили степень «доктор», а год назад звание «профессор».
ЖИЛЬЕ
Но почетные регалии и переквалификация на научную и преподавательскую деятельность пыл не остудили. Гужулев хочет построить омичам теплые, отвечающие современным требованиям, а главное — дешевые дома. Актуальнее не придумаешь. Тысячи и тысячи омичей не имеют жилья, ютятся в общежитиях или на съемных квартирах. И то в лучшем случае. Для молодых семей без толстого кошелька родителей и на честную зарплату купить квартиру сейчас — просто фантастика.
У одного добровольного общества взаимопомощи есть программа «Жилье», которую разработали еще в 2000 году. Там предлагается строить двух-, трехэтажные дома из газозолобетона. Расчеты Эдуарда Павловича наглядно доказывают эффективность этого материала по сравнению с другими. Зола — сырье доступное, даже вторсырье, поэтому низкая себестоимость. Молоть, как песок, не надо, значит, энергоемкость низкая. А вот теплоизоляция гораздо выше. По сравнению с традиционным кирпичом газозолобетон в пять раз легче, в четыре раза дешевле, а о комфортности и говорить не приходится. Сплошные плюсы и один большой минус — невостребованность разработки.