КОНТРОЛЬ ЗА ДОРОГИМИ ОСОБНЯКАМИ ОТДАЛИ МОСКВЕ

Пару лет назад дом Антона Сорокина, известного в начале 20 века омского литератора, художника, общественного деятеля, мог превратиться в "конфетку"

Полуразрушенный двухэтажный особняк на Лермонтова 28, в котором разместились мастерские Союза художников, захотел взять в аренду предприниматель, дальний родственник исторической личности. «Купец» обещал полностью отреставрировать памятник архитектуры и, кроме собственного офиса, открыть в нем музей Сорокина. Поначалу художникам предложили переселиться на окраину Омска, но затем все же нашли помещения в центре: «потомок» и их обещал привести в порядок.

СПРАВКА «АИФ»:

В Тюмени самостоятельная структура «по памятникам» создана в2001 году.

Разработана комплексная программа реставрации старинных зданий, привлечены федеральные средства. Исторические особняки «оживляются» не только в областном центре, но и в мелких населенных пунктах. В городке Ялуторовске, к примеру, не осталось ни одного «забытого» здания-памятника: эти дома или отреставрированы, или еще ведутся работы.

Подобные структуры действуют в Красноярске, Краснодаре и других городах России.

Город получал бы радующую глаз картинку — обновленный исторический особнячок, а у специалистов по охране памятников стало бы одной головной болью меньше. Но в комитете по управлению имуществом Омской области вопрос об аренде решали… полтора года. «Потомок» не смог больше держать миллионы рублей на реконструкцию законсервированными и перекинулся на другой объект.

Сейчас 40 кв. метров здания арендует цветочный магазин. По мере сил владелец ремонтирует крышу и комнаты, но полную реконструкцию не потянет.

ВЕЗУНЧИКИ

Из сотни с лишним обветшавших исторических зданий Омска «омолодиться» за счет предпринимателей удалось единицам. Среди «везунчиков» особнячки на Коммунистической, 20; Октябрьской, 33; Либкнехта, 31 и еще несколько. За счет бюджета всерьез отреставрированы Органный зал, театр драмы и здания администраций.

К примеру, на домик по Либкнехта, 31 в городе махнули было рукой: дважды горел, все помещения в аварийном состоянии. Реконструкция обходилась дороже новостроя. Но арендаторы не испугались объема работ и теперь принимают партнеров в офисе, выгодно отличающемся от большинства других.

Наилучший вариант для сохранности здания тот, когда у него один хозяин. К примеру, у бывшего доходного дома Машинского 1914-1915 годов постройки, что на углу Ленина и Валиханова, два собственника: муниципалитет и частная структура. Помещения сданы в субаренду десятку фирм. Коммерсанты латают каждый свой угол, а договориться о реставрации фасада, крыши, лестничных пролетов не могут.

По словам Олега Свиридовского, зам. начальника отдела капстроительства, материально-технического обеспечения и охраны памятников Главного управления культуры, тут может быть два варианта. Первый — собственник здания сам проводит реставрацию за счет арендной платы, второй — снижает плату и перекладывает ремонтные заботы на арендаторов. Вопрос только в том, кто запустит и проконтролирует процесс. Для чиновников исторические здания лишь источник дохода. Между тем, для продления жизни памятников нужны серьезные вливания — текущим ремонтом, как в новостройках, не отделаться. А реанимация одного старинного здания может стоить до 10 миллионов рублей.

Об инспекторах по охране памятников — отдельный разговор.

ПРОХЛОПАЛИ!

В 2003 году Омскую областную инспекцию по охране памятников «понизили в звании». Теперь ее сотрудники входят в отдел капстроительства, материально-технического обеспечения и охраны памятников Главного управления культуры. Получается, состояние старинных зданий… не 3-м месте после возведение многоэтажек и обеспечения т сантехникой. Так решили в Омске. А в столице другого мнения.

Напомним: большинстве памятников архитектуры являются федеральной собственностью. И основные полномочия по этим домам закреплены за Минкультуры: выдача всевозможных разрешений, контролирующие функции, применение штрафных санкций. Так вот, нынче летом Минкультуры предложило делегировать эти полномочия Омской области. Нужно было лишь самостоятельную структуру по охране памятников создать. Областные власти этого не сделали, полномочия не передали. Почему — можно лишь догадываться. Возможно, кому-то в Управлении имуществом Омской области не захотелось выпустить из рук ниточки правления прибыльными строениями.

Последствия интриги, между тем, плачевные. Как раз сейчас звание памятника федерального значения присваивается всей улице Ленина. После подписания документов арендаторы старинных особняков в центре будут вынуждены идти на многочисленные нарушения. Захотел, к примеру, коммерсант провести реконструкцию здания — должен отправить проект в Москву и с год дожидаться ответа. Быстрее и дешевле подновить особняк без согласования и оплачивать потом штрафы. «Фасадные» курьезы такой самодеятельности скоро здорово позабавят горожан. На нарушителей при этом даже протокол составить будет нельзя.