От Архангельска до Сахалина прошли многотысячные митинги, организованные профсоюзами работников бюджетной сферы. В некоторых районах акции были запланированы заранее. Например, в Свердловской области о будущих забастовках, приуроченных к губернаторским выборам, было известно еще в июне. Основным требованием бюджетников стало увеличение заработной платы не в 1,33 раза, как это было сделано, а на 50%. В некоторых регионы не обошлись без приключений. Так, в Тюмени санкционированный пикет закончился стычкой с милицией.
Будут ли омские учителя бороться за свои права?
В Омске же все было тихо. Никто не выходил на улицы, не устраивал демонстраций… Многие учителя знали о всероссийской акции протеста только то, что она есть. Одним из этапов акции был сбор подписей под обращением в Госдуму с требованиями об улучшении условий в школе. Многие подписывали обращение, даже не вчитавшись в текст. Поддержка акции протеста декларировалась, но к активным действиям, таким как забастовка, митинг, школа готова не была.
Значит ли это, что омским учителям не знакомы проблемы их коллег по всей России? Председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки Александр Шрам утверждает: проблемы есть. Омским учителям к началу ноября выдали зарплату только за сентябрь. И повышения даже на 33 % они еще не видели, хотя в средствах массовой информации прошло несколько материалов о том, как хорошо теперь живется учителям.
До 15 октября, когда должно было состояться второе чтение бюджета РФ на следующий год, Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки направлял телеграммы с просьбами о помощи к каждому из омских депутатов Государственной Думы. Ответ и поддержка пришли только от Олега Смолина: он принимал активное участие в том, что индексация заработной платы бюджетникам состоялась не с 1 января, как планировалось, а с 1 октября.
«Мы ставили вопросы необходимости индексации заработной платы бюджетникам еще весной, — рассказывает Александр Шрам. — Мы говорили о необходимости дополнительной индексации заработной платы в 2004 году. И получили ответ премьер-министра Касьянова, что если это сделать, тогда на полках ничего не останется».
Справка «МК»:
Финансовое положение омского учителя сейчас выражается в следующих цифрах. С октября, с учетом повышения заработной платы работников бюджетной сферы в 1,33 раза, начинающий учитель в месяц получает 1220 р, а учитель высшего, 14-го разряда — 2020р.
Низкий уровень заработной платы — далеко не единственная проблема бюджетников. Под угрозой находится одна из основных льгот сельских врачей, учителей, агрономов. С 1930 года этим специалистам, приезжавшим работать в село, государство обязано было предоставить благоустроенное жилье. Сейчас и этого права бюджетников пытаются лишить.
Среди других требований учительских профсоюзов — существенное увеличение финансирования бюджетной сферы, создание хотя бы элементарных условий для работы учителя, врача, а также возврат долгов по компенсации расходов на методическую литературу, и, что особенно важно, контроль за отчислениями денег в фонд социального страхования. По информации Омского областного профсоюза работников народного образования и науки, такие взносы по вине администрации города в полном объеме уже долгое время не производятся, что чревато для работников бюджетной сферы незачтением честно отработанных лет в трудовой стаж.
После таких масштабных нарушений то, что сейчас ни бюджетники, ни их дети практически не имеют возможности получить путевки в санатории, кажется всего лишь досадной мелочью. Обращение в Госдуму с просьбой решить эти проблемы, собрало около 32 тысяч подписей.
Сейчас можно с уверенностью говорить о провале акции протеста. Учительские профсоюзы настаивали на повышении размера заработной платы на 50 %. Ведь сумма, в которой выражается прожиточный минимум, со времени последней индексации выросла на 40 %. Повышение зарплаты бюджетникам в 1,33 раза привело к тому, что они по сравнению с последней индексацией стали еще на 7 % беднее. Эта поправка была принята к обсуждению в ГД второго чтения бюджета на 2004 год, но документ был принят без изменений.
— Сейчас мы действуем конституционными, цивилизованными методами, — говорит Александр Шрам. — Следующий этап акции протеста мы планируем начать уже после выборов в Государственную Думу. Я уверен, что без внесения изменений в бюджет, без индексации заработной платы, без решения всех этих накопившихся проблем бюджетная сфера просто не проживет.
— Митинг, пикет, забастовка — это тоже конституционные способы выражения протеста. Почему Омская область не принимала активного участия в акции?
— Митинг был, но гораздо раньше, еще в сентябре. В нем приняли участие все профсоюзы бюджетников. Потом, в течение месяца, проводились собрания, встречи с депутатом Смолиным. Фактически это и позволило собрать 32 тысячи подписей под письмом с нашими требованиями. Те регионы, в которых учителя давно громко не заявляли о своей позиции, провели митинги и пикеты в октябре. Мы же решили, что необходимости постоянно выводить людей на улицу в Омске сейчас нет.
— На ваш взгляд, реальна ли перспектива всероссийской забастовки учителей?
— Нет. Пока что многие из учителей даже не понимают, что повышение зарплаты в 1,33 раза — это блеф. Конечно, мы будем обсуждать возможность забастовки в каждом коллективе, но сама забастовка может состояться только после того, как мы оценим ситуацию после выборов в Госдуму. Мы хотим все делать цивилизованно, а активные формы протеста — это крайняя мера.
Учителя не готовы к забастовке… Люди не хотят отстаивать свои права, это наглядно показывает даже та ситуация, что собственные требования к депутатам Государственной Думы может повторить далеко не каждый омский учитель. Об этом феномене — преподаватель исторического факультета ОмГУ Александр Лукьянов.
— Ситуация в школах сейчас такова. Преподаватели зачастую не соответствуют элементарным требованиям, предъявляемым общей теорией обучающих систем. Уровень общей интеллектуальной, психологической и методической подготовки педагогов неуклонно снижается. Вузы не справляются с этой проблемой, институты усовершенствования учителей оказались дремуче невежественными и в лучшем случае попросту капитулировали.
По данным Городского отдела образования, к началу 1998-1999 учебного года выпуск потенциальных преподавателей в Омске составлял (приблизительно): пединститут -1000 чел., университет — 200 чел., педучилища — 450 чел. По данным же Творческого Союза учителей только четверть из них (около 400) устраивается на работу в школы. А увольняется ежегодно около тысячи специалистов в возрасте 22-40 лет. Следовательно, городская школа терпит ежегодный урон в размере около 600 преподавателей в расцвете сил. Школа стареет. Ежегодно число преподавателей предпенсионного возраста увеличивается на 7%. На начало 2000-2001 учебного года оно равнялось приблизительно 20 %. Эта динамика сохраняется по сей день.
Сокращается и без того ничтожная доля учителей-мужчин. Появились учебные учреждения, где педколлективы стали чисто женскими.
Катастрофически снижается уровень жизни преподавателей. В 1983 г ставка заработной платы из расчета 18 часов плюс классное руководство составляла (в переводе на доллары по тогдашнему курсу) около 170 $ В 2002 году она составляла (завышенно) 25-30 $. И это при том, что теперешние цены на пищевые продукты, бытовые услуги и предметы первой необходимости выросли в сравнении с тем же 1983 г. от 10% до 100%.
Резко упали количественные и качественные показатели, характеризующие субъект образовательной системы, — учителя. Происходит не только старение учительского состава, но и снижение общего индекса информированности. Пусть не вводят в заблуждение всплески активности тех, кто пытается сделать микрокарьеру и рвется в аппарат управления — это не имеет отношения к образовательной деятельности.
Теперь по поводу намечаемых так называемых акций протеста учительства. Наибольшую тоску вызывает позиция учителей по отношению к властям. Конференции всякого рода, заседания стачкомов и координационных комитетов показали, насколько ужасающе непонимание педагогами истинного положения дел. Педагоги устроили бунт на коленях. Они просили (!) администрации всех калибров войти в их положение. При этом ни малейшего понимания того, что они просят заработанное как милостыню! Учителям не платят за уже выполненную работу. Это называется воровством. И после такого добровольного смешения себя с грязью учителя еще вздыхают о падении престижа педагога. Готовность после получения жалования позволять унижать себя и далее, многократно повторять уже содеянное — залог нашего неизбежного поражения. А ведь так и будет! Будет бунт на коленях, будут очередные копеечные подачки, которым бюджетники будут рады настолько, что согласятся на любые программы, на любую идеологию образования. Воистину прав мудрец: «Рабами нас делают, холуями мы становимся сами». И, что самое тягостное, когда нас оскорбляют и высказывают все это в глаза, наша реакция вполне нормальная — злость. Вот только мы готовы вцепиться не в того, кто нас довел до такой жизни, а того, кто нас тычет в нее носом.
P.S. Во время подготовки номера в школы пришло официальное письмо, позволяющее учителям взять дополнительно 2 дня отгулов (в каникулярное время!) и требующее обязательного указания причины такого благодеяния — несвоевременная выплата заработной платы…