"АЛИСА": ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НА СЦЕНЕ

«АЛИСА»: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НА СЦЕНЕ

"Алисе", культовой рок-группе России - двадцать лет. 24 октября Константин Кинчев отметил юбилей концертом в Лужниках и отправился в гастрольный тур по стране. 5 ноября он посетил Омск

Выступление «Алисы» состоялось в цирке. И если раньше Кинчев собирал стадионы, то сейчас аншлага не наблюдалось даже на такой небольшой площадке.

Столь резкий спад популярности связан с недавним уходом Кинчева в религию, который многие его фанаты не разделили. Непримиримый рокер в 33 года принял крещение и стал открыто исповедовать православие — такое происходит нечасто. При этом от рок-течения он не отошел, хотя многие серьезные исследователи истоки рок-музыки видят в шаманских плясках вуду-колдунов из числа американских рабов, а само это вуду проникнуто духом и буквой антихристианства. Каковы корни, таков и плод: большая часть рок-звезд — наркоманы, сатанисты, самоубийцы, извращенцы, меньшая — последователи различных культов и сект.

Некогда таким же был и Константин Кинчев: и наркотики употреблял, и с сатаной заигрывал под лозунгом «Искусим искусителя», и самоубийство воспевал. Самоубийством, кстати, свел счеты с жизнью Игорь Чумычкин, в течение пяти лет бывший гитаристом «Алисы». Сегодня же все участники коллектива — верующие люди, дочери Кинчева поют в церковном хоре, группа в последние годы записала такие песни, как «Мы — православные», «Атеист» и многое другое в том же духе. Изменились и поклонники — некоторые из тех, кто не ушел от Кинчева к » Королю и шуту», под влиянием своего кумира идут в храмы, крестятся, как минимум — пытаются слезть с иглы. Другие же, напротив, восприняли перемены в прежнем герое резко отрицательно и брезгливо морщатся, слушая новые тексты «Алисы».

«Новый» Кинчев отказался выступать в посты (а это половина года), полюбил собирать и собственноручно мариновать грибы, сам строит баню, а в интервью по поводу своего воцерковления сдержанно говорит, что это его личный выбор, который он не намерен навязывать окружающим. Ряды своих поклонников проредил намеренно: «Алиса» — это не голый рок-н-ролл».

Эта независимость от чужого мнения, открытость и прямодушие всегда отличали Кинчева от многих других отечественных рок-звезд. Они и завоевали «Алисе» доверие среди ее печально знаменитой «армии» фанатов.

Свое творчество на данном этапе Кинчев объясняет так: с молодежью надо разговаривать на ее языке, и если есть шанс достучаться до неокрепших душ и влить в них что-то светлое, то шанс этот надо использовать.

Среди поклонников «Алисы» — и хулиганистые подростки из проблемных семей, и тихие мальчики и девочки, и взрослые, солидные люди с разными принципами и интересами. Но на концерте в Омске присутствовала практически одна молодежь. Случайных людей было немного — зал хорошо знал тексты и некоторые песни исполнил почти без участия Кинчева самостоятельным хором.

Над ареной цирка висели старые русские андреевские флаги с крестом. Правда, сценический костюм Константина с его новым образом мыслей вязался не очень — кроме голубых шорт, обрезанных из джинсов, и нательного креста, на нем ничего не было. Тело атлета и белокурые волосы наводили на сравнение с Тарзаном, а пластика и горящие глаза скорее делали Константина похожим на шамана, нежели на христианского проповедника.

Выступление в режиме «нон-стоп» продолжалось больше двух часов. В концерте, помимо песен из нового альбома, прозвучали программные для «Алисы» «Красное на черном», «Движение вспять», «Мое поколение», «Мой рок-н-ролл». Эмоций было море, и порой в зале становилось страшновато от неистовой энергии, которой профессионально заряжал народ Кинчев. Вспомнились недавние времена, когда после концертов «Алисы» его «армия» шла громить электрички и устраивать драки.

Ближе к финалу Кинчев спел «Трассу Е-95» и «Всем, кто ложится спать…» Цоя. Все же «за бортом» осталось немало хороших песен, но Константин подчеркивает, что всегда выстраивает концерт по своим вкусам, а не по вкусам публики.

После девяти часов зал стал потихоньку редеть — видимо, «детское время» кончилось и поклонники стали разбредаться по домам. Выйдя из зала, только что бившиеся в эпилепсии фанаты снова обретали осмысленный взгляд и приличный, даже скромный вид. Времена изменились…

Сам Кинчев тоже изменился — после концерта он со товарищи тихо и почти незаметно отужинал в ресторане «Охотничий домик». Из спиртного на столе было только чешское пиво, на горячее подавали баранину на ребрах и семгу. После короткого застолья группа отбыла в гостиницу и назавтра покинула Омск.