КУПОЛА НАД ОМСКОМ

КУПОЛА НАД ОМСКОМ

Как многие, наверное, уже заметили, в нашей стране наблюдается своего рода религиозный ренессанс. Ренессанс в том смысле, что люди вспомнили о вере своих предков

К сожалению, на слуху чаше всего информация, связанная с православной церковью. Это понятно: Россия всегда была центром православия. Вместе с тем на ее территории жили, живут и собираются жить дальше люди разных национальностей — со своими религиями соответственно.

Что касается нашего города, то он основан на земле, где исконно обитали степняки, исповедовавшие ислам. А заложил его вместе с православными лютеранин, посланный Петром I в «творческую командировку» в Сибирь. Исторические документы показывают, что на свежезастроенное место вскоре стали прибывать евреи (так в городе появились первые работники торговли), вместе с ними «приехал» и иудаизм. А в первой половине XIX века некоторое оживление в политическую и религиозную жизнь Омска внесли сосланные сюда поляки — повстанцы-католики. Последователи перечисленных вероисповеданий возвели в городе свои храмовые здания.

Советская власть на время поставила жирную точку в строительстве церквей. Более того — разрушались существующие. Религиозным общинам пришлось, используя лучшие традиции конспирации революционеров, уходить в подполье и существовать в таком положении вплоть до 80-х годов прошлого (уже) века.

И только буквально в последние годы началась новая эра в религиозной жизни Омска, которая ознаменовалась как реставрацией старых храмов, так и строительством новых.

Итак, что происходит в этой области?

Поскольку у большинства населения Омска преобладает тяга к христианской вере, то больше всего строится христианских храмов. Среди них превалируют православные. За последние годы в Омске появилось 14 новых культовых зданий, включая небольшие часовни. Конечно же, самым значительным «объектом» стал Христо-Рождественский храм на левом берегу.

А самый «свеженький» — православная церковь Татьяны при Омском госуниверситете. Его, правда, пока в наличии нет, но деревянный крест обозначает место будущего строительства. (А вокруг шныряют студенты, мечтая о том времени, когда в нововозведенном храме они смогут ставить свечки перед сдачей экзаменов). Как сообщил отец Александр, будущий настоятель первого в нашем городе университетского храма, строиться этот храм будет в основном на пожертвования населения. Но их потребуется немало, поскольку дороги услуги архитекторов. Для сбора нужной суммы потребуется достаточно долгое время.

Из-за ограниченности в средствах целых семь лет строилась в нашем городе красавица-мечеть. В том, что она все-таки появилась на ул.20-я Линия, немалая заслуга муфтия Зулькарная Шакирзянова. Он и постоянно изыскивал деньги на постройку, он же, несмотря на свой высокий сан, «собственноручно» караулил по ночам кирпичи на стройплощадке.

Зато евангелическо — лютеранский храм построили быстро: деньги на новую кирху были «припасены» заранее. Лютеранский епископ Фолькер Э.Зайлер рассказал, что строительство финансировало правительство Германии.

А католикам свой храм не пришлось строить заново. Они только отреставрировали дом, в котором собиралась католическая община. Правда, настоятель католического прихода отец Павел (Ондрик) затрудняется оценить, намного ли при этом упростилась задача. Но как бы там ни было, чистое светлое здание на Авиационной улице радует глаз прихожан и горожан.

Раввин омской синагоги Мидор с печалью говорил о том, что и еврейской общине пришлось заниматься капитальным восстановлением синагоги. В 1991 году городские власти, наконец, вернули здание настоящим владельцам, экспроприированное у верующих еще до войны. Но в 1994 году в деревянном доме случился пожар.

Кроме специальных культовых зданий, имеющих свою отличительную архитектуру, в городе появляются дома — приходы других конфессий. Нередки случаи, когда под храмы «приспосабливаются» здания, имеющие историческую или художественную ценность. Благодаря заботам верующих они реставрируются и восстанавливаются. Тем самым продлевается жизнь памятников.