В "МАРЬЯНОВСКОМ" "КЛОНИРУЮТ" ОВЕЦ

В «МАРЬЯНОВСКОМ» «КЛОНИРУЮТ» ОВЕЦ

Спешу успокоить любителей "жареного". В отличие от ставшей сенсацией овечки Долли марьяновские ягнята появились на свет вполне естественным образом: от живых матерей

Однако есть нечто, роднящее их с английской сироткой. Папочки этих малышей — племенные бараны породы советский меринос — уже лет десять назад покинули белый свет. Для зачатия новой жизни использовалось их семя, замороженное и хранившееся в банке областного племобъединения.

По свидетельству Адама Иосифовича Предигера, главного зоотехника госплемзавода «Марьяновский», на базе которого и осуществили опыт с отложенным отцовством, молодняк получился гораздо шустрее, чем от нынешних производителей, с отменным аппетитом и жаждой жизни. Это не удивительно. Раньше овец кормили и содержали намного лучше, отчего качество генофонда было более высокое. Сейчас уникальная порода измельчала, шерсть у нее стала не такая богатая. Для оздоровления крови в стаде хозяйства и было решено использовать прежние гены.

Как рассказал Адам Иосифович Предигер, пока таким образом осеменена лишь одна отара. Но на будущий год эта работа продолжится. С той же целью обновления крови закуплены в Австралии и запущены в маточные отары двое производителей, отличающихся другой оброслостью: голова и ноги у них — «чистые», то есть «плохой» шерсти нет совсем. Сибирское руно должно в итоге только выиграть.

Областное поголовье овец насчитывало в прошлом 849 тысяч голов. От него из-за развала легкой промышленности и невостребованности шерсти осталось не более 40 тысяч голов. Держать овечку рискуют сегодня только истинные бессребреники, свято верящие, что не всегда же мы будем покупать английское сукно, вместо того чтобы производить свое. Шерсть сибирской вариации советского мериноса всегда высоко ценилась. Из нее делали такие элитные ткани, как бостон, габардин, коверкот.

— Было бы непоправимой ошибкой эту базу полностью загубить, -говорит директор госплемзавода «Марьяновский» Вячеслав Аркадьевич Кузнецов.

Не знаю, на чем основывается подобный энтузиазм. По словам Кузнецова, дотации на поддержку племенного овцеводства из Москвы крайне скромны. Правда, недавно вышло постановление правительства, дающее надежду, что государство наконец повернется к отрасли лицом. Но пока она крайне убыточна. Скажем, при затратах в три миллиона рублей удается реализовать шерсти только на миллион. А племенные бараны покупаются и того хуже.

Если бы не Кузнецов, — заметил мне начальник районного управления сельского хозяйства Иван Павлович Большаков, — госплемзавода, наверно, уже бы не было.

Вячеслав Аркадьевич директорствовал здесь еще в 60-70-е годы. И вот спустя почти тридцать лет, в 1997-м, уже будучи пенсионером, по просьбе трудового коллектива вернулся. От увиденного волосы встали дыбом. Стадо овец сократилось вчетверо. Происходящее на молочной ферме, некогда дававшей по пять тысяч килограммов молока на корову, и вовсе напоминало фильм ужасов. Голодные телята лежали прямо в навозной жиже, в продуваемом насквозь помещении. За ночь в морозы жижа превращалась в ледяной панцирь, и наутро замерзших животных прямо за хвосты выбрасывали наружу. На летней площадке коров даже не пасли, и они, ломая перегородки, сбегали на волю в поисках пропитания.

За счет наведения элементарной дисциплины и замены ряда специалистов удалось заметно поправить дела. Сегодня коровы сыты, ухожены. И дают молока не 1500 килограммов, как до Кузнецова, а 3150 — показатель, по областным меркам, очень неплохой. Именно благодаря молоку хозяйство и сводит кое-как концы с концами. Так что молочное направление Кузнецов намерен развивать. Кормовая база для этого достаточна. Заготовленного осенью сена, к примеру, хватит еще на одну зимовку. И особо выручает то, что в районе налажено производство дешевых полнорационных комбикормов. Несколько лет местный комбикормовый завод простаивал. Но пришло новое руководство, сумевшее найти общий язык с товаропроизводителями. В итоге дела в животноводстве района резко пошли в гору. В прошлом году впервые за период реформ средние надои молока на корову перевалили здесь рубеж в три тысячи килограммов.

Сейчас в «Марьяновском» готовятся к севу. Возле мастерских мы увидели три новеньких сибзаводских сеялки, приобретенные в счет дотации на животноводческую продукцию. Закуплено и кое-какое перерабатывающее оборудование: макаронный пресс, оборудование для выпечки хлеба и пряников, пастеризатор молока.

— Тем не менее живем мы трудно, — говорит Кузнецов. — По принципу: заняли — отдали, заняли — отдали. Как та женщина, у которой нет мужа, и она одна воспитывает ребенка.

И сколько еще может продержаться хозяйство на энтузиазме руководителя, прогнозировать очень сложно…