УЧЕБНИК ЗАМЕНИТ ЭКРАН МОНИТОРА

УЧЕБНИК ЗАМЕНИТ ЭКРАН МОНИТОРА

В России грядет глобальная компьютеризация школьного образования. Для этой благой цели принята федеральная программа, согласно которой каждая школа, находись она в миллионном городе или в Богом забытом уголке, будет иметь компьютерный класс и учебные программы по всем предметам на электронных носителях

На это до 2006 года планируется затратить 56 миллиардов рублей. Два из них должны быть освоены уже в нынешнем году. Причем в первую очередь компьютерами будут оснащаться сельские школы.

Дело, безусловно, задумано замечательное, теперь главное — воплотить задуманное в жизнь. А здесь все не так просто, как на министерской бумаге. Начать с финансового вопроса: на первый взгляд, Минобразования щедро, как никогда, — из 56 миллиардов 25 выделяет федеральный бюджет, еще 15 миллиардов рублей изыскивают субъекты Федерации, а остальное — средства муниципальных образований и внебюджетные. И разделены федеральные деньги, казалось бы, по справедливости: пропорционально числу школ в каждом регионе. Но если разобраться, равенства здесь нет: территории должны вложить примерно столько же средств, сколько и федеральный бюджет, но в аграрных регионах за счет села школ больше, чем в промышленных, а бюджетная обеспеченность меньше. То есть областям, наподобие Омской, для реализации программы придется изыскивать больше собственных средств.

Доля Омской области в федеральных вложениях составляет 2,28 процента. В нынешнем году нам должны перечислить 22 миллиона рублей, к которым мы добавим еще около 15 миллионов, и на эти деньги обязаны поставить технику в 103 сельские школы. В следующие пять лет пропорция, к сожалению, изменится: доля регионов в реализации программы на местах увеличится до 60-70 процентов, то есть нагрузка на областной и местные бюджеты значительно возрастет.

Базовое оснащение класса предполагается такое: 11 компьютеров Celeron 700 с 15-дюймовыми мониторами для учеников и Pentium III с принтером и модемом для преподавателя. Они будут завязаны в локальную сеть и иметь выход на общефедеральный и региональный информационные серверы. Набор на сегодняшний день вполне достойный, но возникает вопрос: кто и как всю эту технику будет использовать? Не секрет, что в нашей глубинке многие учителя давно перешагнули пенсионный возраст и компьютер в глаза не видели. А что говорить о модемной связи, если в отдаленные села невозможно дозвониться по телефону. Но — программа принята и одобрена на высшем уровне, а потому все эти и многие другие проблемы придется решать регионам.

Москва в данном случае поступила в своем духе: финансы — центру, заботы — регионам. Основные задачи, которые необходимо решить для реализации программы, можно разбить на пять групп: создание учебных электронных программ, организация единого сервера с доступом к нему всех школ страны, обеспечение школ техникой и ее пусконаладка, обучение педагогов и, наконец, организация сервисной сети. Угадайте с двух раз, что из этого взялись финансировать федеральные органы. Правильно, первые два пункта, причем львиная доля из 25 федеральных миллиардов пойдет именно на их реализацию. Закупать технику, обучать школьных учителей и обеспечивать сервисное обслуживание компьютерных классов регионам предлагается, по сути, за их счет. А это, понятное дело, самая затратная и хлопотная часть программы.

Причем и здесь Москва вяжет регионам руки. Например, закуп техники будет проводиться по ее указке: на днях должны пройти тендеры, на которых выставляются семь лотов (по числу федеральных округов) на право поставки в регионы компьютерной техники для школьных классов. Зная столичные нравы, нетрудно предугадать, по какому принципу определятся их победители.

Между тем во многих регионах есть свои фирмы, которые самостоятельно или через московских контрагентов могли бы обеспечить необходимые объемы поставок. Нередко это оказалось бы и значительно экономнее — понятно, что везти компьютеры из Южной Кореи в Сибирь напрямую дешевле, чем через Москву. В конце концов, в регионах имеются и филиалы столичных фирм, которые в состоянии справиться с подобным заказом (в Омске, например, можно назвать компанию «Инфорсер», имеющую, кстати, в этом деле опыт: она компьютеризировала поселки Якутии). Совершенно очевидно, что на местах легче проконтролировать исполнение заказа, решить проблемы отбраковки, монтажа техники, ее сервисного обслуживания в дальнейшем.

Кстати, об отбраковке. Известно, что минимум 10 процентов компьютерного оборудования поступает либо в некондиционном состоянии, либо с пересортицей комплектующих. Поэтому все поставки нуждаются в тщательном тестировании и четких договоренностях, кто и на каких условиях будет производить замену негодных или некоммутируемых между собой комплектующих. В нашем случае мы, получив от избранного в столице поставщика, грубо говоря, вагон железа, потом должны выяснить, получится ли из него работающий компьютер, потом все, что не сгодится, складировать, составить необходимые акты, отгрузить назад поставщику и ждать возмещения. Причем затраты на эти хлопоты нигде не учтены, а они, хотим мы или нет, наверняка выльются в немалые суммы. Будь же поставщик непосредственно связан с регионом, эти вопросы решались бы намного проще.

Примерно то же самое можно сказать и о проблеме сервисного обслуживания. Компьютерные фирмы, конечно, дают гарантии на поставляемое ими оборудование, но одно дело, когда эта фирма находится у тебя под боком, а другое, если она за тридевять земель. Тут уж по телефонному звонку мастера не вызовешь. Компьютер — не трактор, где-нибудь в Усть-Ишиме отремонтировать его не возьмется никто. Безусловно, можно заключить договоры с омскими фирмами, но, не являясь поставщиками оборудования, они вряд ли будут с энтузиазмом его ремонтировать и модернизировать.

Есть вопросы и по подготовке кадров. Минобразования хочет пропустить всех учителей страны через столичные курсы, но это малореально и исключительно затратно. Омичи предлагают посылать на курсы группы педагогов, которые по возвращении передадут полученные навыки коллегам. С этим, возможно, согласятся — уже в мае 12 омских учителей отправятся в Москву для подготовки к компьютерному обучению детей. Следует, видимо, дифференцирование отнестись и к числу компьютеризированных мест в отдельно взятой школе, ведь если 11 «машин» для сельской школы вполне достаточно, то для крупной городской этого явно мало.

В общем, работы Главному управлению образования области предостаточно. К июлю нужно представить министерству акты приемки классов и перечислить свою долю средств, а до конца года оснастить запланированные 103 школы техникой и начать на ней обучение. Детей станут знакомить с компьютером со второго класса, а уже с пятого преподавание с использованием оргтехники пойдет по всем предметам. Следующим этапом будет подписание с Минобразования соглашения на пять лет, для чего необходимо представить детально разработанную региональную программу компьютеризации школ области, которых у нас на сегодня насчитывается 682 в сельских районах и 152 — в Омске.

И, если все пойдет, как задумано, к 2007 году все юные омичи станут записывать в дневник не номера задач и страницы учебников, а названия файлов, вместо библиотеки «ходить» на сервер министерства или региона, а домашние работы отсылать учителям по e-mail.