Что было, что есть и что будет?
В эти дни областная служба занятости готовится отметить свой десятилетний юбилей. Ее история начиналась 19 апреля 1991 года с принятия Верховным Советом РФ Закона «О занятости населения в Российской Федерации». С того времени служба прошла непростой путь становления, поиска и напряженной творческой работы. Она начиналась в прошлом столетии, в государстве, Конституция которого гарантировала не только право на труд, но и обязывала трудиться. За тунеядство предполагалась уголовная ответственность. Безработицы официально не существовало…
Многое изменилось. Общество столкнулось с ситуацией новой, незнакомой и пугающей — массовой безработицей.
Как вновь созданной службе удавалось решать проблемы трудоустройства, переобучения, поддерживать потерявших работу, помогать предпринимателям, организовывать общественные работы, решать вопросы финансирования в трудные годы безденежья?
Обо всем этом шел разговор накануне юбилея на встрече за «круглым столом» в департаменте федеральной Государственной службы занятости населения по Омской области.
Встречу вел заместитель исполняющего обязанности руководителя департамента ФГСЗН по Омской области Виктор Григорьевич Дроворуб:
— Закон Российской Федерации о занятости вступил в силу с 1 июля 1991 года. С этого времени и началась практическая деятельность областной и районных служб на местах. Ранее существовавшие отделы труда и социальной защиты были преобразованы в районах в управления труда, занятости и миграции населения. В августе того же года в области был зарегистрирован первый безработный.
Что произошло за это время?
Во-первых, изменились задачи. Если раньше отделы, в основном, отслеживали движение рабочей силы, выполняли заявки предприятий и строек, то сейчас службы обязаны были заниматься безработными. А это регистрация, пособия, обучение, переподготовка, профориентация, организация активных форм занятости вплоть до поддержки предприятий, создания новых рабочих мест и сохранение старых.
Во-вторых, это было время формирования материальной базы службы, подбор и подготовка собственных кадров. В этом отношении сделано очень много. У нас сегодня есть практически все и для изучения рынка труда, и для осуществления подготовки и переподготовки безработных, повышения квалификации, внедрения новых профессий по всем востребованным рынком специальностям.
В 1992 — 1994 гг. был создан областной учебно-методический центр «Ориентир», крупнейший в Сибири. В 1994 году — областной Центр профессиональной реабилитации инвалидов и незанятого населения. Установлена самая тесная связь со многими вузами и средними специальными учебными заведениями. Все это приведено в единую четкую систему, пожалуй, единственную в России.
В последнее время мы уже в меньшей степени занимаемся проблемой создания рабочих мест и больше внимания уделяем развитию общественных работ, решению проблем занятости подростков. Это уже новая качественная сторона деятельности службы. Мы сегодня работаем не только с зарегистрированными безработными, но и со всеми, кто ищет работу.
Г. Н. Шинкаренко, начальник отдела профориентации и профессионального обучения незанятого населения:
— Первая трудность, с которой пришлось столкнуться в начале нашей работы, — нежелание людей переучиваться. Люди просто требовали работу по специальности. Тот факт, что чья-то специальность оказалась невостребованной, в расчет не принимался. Поэтому и появилось новое направление — профориентация и психологическая поддержка. В 1992 году мы направили на переобучение первых 200 человек, а уже в 1993 году — более 2400. Через три года за партами сидело шесть тысяч безработных!
При этом надо иметь в виду, что студентами становились не вчерашние школьники, а взрослые люди, каждый из которых нуждался в индивидуальном подходе, иной методике преподавания.
Заметно изменился и рынок труда. Прежде не было работы. Сейчас работы сколько угодно, но нет подходящих специалистов. В городе много специалистов с высшим образованием, средней специальной подготовкой, потерявших квалификацию из-за отсутствия вакансий. На селе не имеет специальности почти половина населения. Надо вернуть специалистам утраченный статус и дать новые специальности тем, кто их не имеет.
Именно в нашем отделе родилось предложение по созданию центра реабилитации инвалидов, учебно-методического центра «Ориентир», которые известны сегодня не только в городе, но и далеко за его пределами. В сельских районах в системе «Ориентира» обучается сегодня более 4 тысяч человек.
Мы тесно сотрудничаем с центром профессиональной ориентации молодежи, центром переподготовки офицеров запаса. Кстати, Омская область в числе 38 территорий, которые получили средства из федерального бюджета на переподготовку офицеров запаса.
Люди хотят работать. Они просто не умеют быстро перестраиваться и находить свою нишу в новых экономических реалиях. Служба занятости должна помочь им в этом.
Т. Г. Повеляйкина, директор ГУ «Центр занятости населения по Центральному административному округу» г. Омска:
— Служба занятости, созданная в стране в период формирования рыночных отношений, наверное, единственная структура, которая своевременно и достаточно удачно вписалась в новые условия. Она стала колоссальным амортизатором тех социальных проблем, которые сотрясали общество.
В 1931 году в СССР была закрыта последняя биржа труда. В этом смысле службе занятости во многом приходилось начинать с нуля. И тем не менее при всех сложностях мы сумели уйти от каких-либо серьезных социальных потрясений. И дело не только в числе безработных, обратившихся в службу, а в том, что она, пожалуй единственная, давала людям реальную надежду удержаться на плаву.
С чего мы начинали? На первых порах много внимания было уделено людям старшего поколения. Их надо было поддержать в первую очередь. С первых дней мы стремились не быть просто плательщиками пособий для безработных, а старались привлечь людей к общественно полезным делам. Уже тогда мы вплотную подошли к решению проблем организации общественных работ.
В последние пять лет это стало особенно актуальным — центр находится в постоянном поиске новых форм работы, прежде всего связанных с переобучением, переподготовкой, переквалификацией. Многих безработных это, в полном смысле слова, спасло. Служба предоставила людям право выбора — вот что особенно важно.
Второе — организация занятости подростков. Это не только решение проблем занятости. Здесь завязан огромный узел сложнейших социальных проблем и сегодняшнего, и завтрашнего дня.
Наконец, нельзя не учитывать особенности последнего времени. Началась стабилизация на производстве. Усилился спрос на рабочую силу. Сместились акценты. Сегодня мы уже можем более активно помогать предприятиям и в плане организации общественных работ, и в обучении силами службы рабочих на их базе.
А. С. Бухмиллер, директор ГУ «Центр занятости населения по Кировскому административному округу» г. Омска:
— Не могу не вспомнить прошлое. Работали в однокомнатной квартире жилого дома. Четыре раза пришлось переезжать с места на место. Нужны были компьютеры, телефоны, специалисты, подходящее помещение… В то же время это были годы стремительного роста безработицы: 1991 год — 50 безработных, 1992 -120, 1997 — 1500…
Округ особенный. У нас нет каких-либо крупных промышленных предприятий — завод «Гидропривод», АО «Росар» да Мясокомбинат, а безработных больше, чем в соседних округах. Отсюда своя специфика — около 18 тысяч человек сегодня занято предпринимательской деятельностью. Число занятых в общественных работах за последние два года выросло в 15 — 20 раз.
Т. М. Безбородова, начальник трудоустройства и специальных программ департамента:
— Службой занятости за прошедшие годы накоплен большой опыт, созданы необходимая база и кадры. Мы многому научились. Однако служба еще нередко на рынке труда оказывается с безработицей один на один. Если в цивилизованных странах подобные службы являются посредниками и помощниками между государством и безработными, то мы к этому начали подходить лишь в последнее время.
Нашей основной функцией должно быть посредничество для безработного в поисках им рабочего места. Для руководителя — в поисках квалифицированного персонала. Активные формы занятости в последнее время и для населения, и для руководителей становятся все более значимыми. Они стали как бы производными от экономической ситуации, от той дестабилизации на рынке рабочих мест и рабочей силы, от несоответствия качества рабочего места уровню квалификации, который сегодня имеется у незанятой рабочей силы.
Отсюда и направления нашей работы: активные формы занятости, общественные работы, содействие предпринимательству, содействие занятости подростков, помощь в поиске рабочего места… o все это важно как для конкретного человека, так и для региона в целом.
Т. Г. Повеляйкина:
— Стабильность в экономике это не значит полное отсутствие безработицы. Безработица была и будет в любом нормально развивающемся обществе с рыночной экономикой. Все дело в ее размерах. Вместе с тем главное в том, как определяется статус службы занятости, которая призвана решать проблемы безработицы.
В странах с развитой экономикой отчисления от фонда заработной платы на нужды соответствующих служб составляют 3 — 5 процентов… Однако дело даже не в величине этих отчислений, а в числе участников, пополняющих ресурс служб занятости. Речь идет об объединении усилий предприятий, государства и самого работника. Только тогда у них со службой появится обратная связь: «Мы вам дали ресурсы, вы нам дайте подготовленных рабочих!» Это одна сторона дела.
Вторая — изучение проблем рынка труда в контексте с конкретной экономической ситуацией. Сегодня в России никто толком этой проблемой не занимается.
Т. М. Безбородова:
— Проблема еще и в ментальности русского человека. За границей любой человек прекрасно понимает: чтобы найти работу, он должен заниматься этим сам. У власти и государства в этом отношении свои задачи…
М. В. Танишева, директор ГУ «Центр занятости населения по Советскому административному округу» г. Омска:
— Нельзя не заметить, что молодежь приспосабливается к рынку значительно легче, чем люди пожилые. У молодых уже нет той иждивенческой позиции, что еще сохраняется у старшего поколения.
Н. В. Гречко, главный специалист отдела трудоустройства и специальных программ департамента:
— Одна из проблем, которую необходимо решать в самом ближайшем будущем, — это приведение в соответствие с другими законодательными актами трудового законодательства. Сегодня человек на каждом шагу подвергается опасности быть не только обманутым, незаконно уволенным, но и не принятым на работу. Не решены вопросы учета трудового стажа на частных предприятиях и т. д.
Т. М. Безбородова:
— Законодательство должно быть приведено в соответствие с требованиями цивилизованного рынка. Нередко вообще вся предпринимательская деятельность осуществляется в обход законодательства…
Л. П. Булыгина, главный специалист отдела программ занятости и рынка труда департамента:
— Как просматривается работа службы занятости за эти годы в цифрах? Приведу лишь несколько примеров.
1991 год. В службу занятости обратилось 668 человек. Из них 485 безработных — жители города и 183 — селянина.
Пик подъема безработицы — 1997 год. Каждый третий ищущий работу стоял на учете в службе занятости. Тогда было зарегистрировано более 28 тысяч человек. Реальная безработица превысила 105 тысяч. И процент трудоустройства не превышал 40.
Сегодня трудоустраивается почти 60 процентов безработных, обратившихся в службу.
С помощью службы занятости сохранено за эти годы более 50 тысяч старых рабочих мест и создано более 4 тысяч новых.
В целом за помощью в службу занятости за эти 10 лет обратилось около 250 тысяч омичей. 35,7 тысячи безработных получили направления на профессиональное обучение…
Юбилей — это не только праздник. Это еще и осмысление пройденного, анализ сделанного, определение перспектив. Десять лет работы большого слаженного ко