БИОАКТИВНЫХ УРЕЗОНЯТ

Плесень и патогенную кишечную палочку в фиточаях обнаружили сотрудники санитарной службы Советского округа на оптовом складе лекарственных препаратов

В списке забракованных — фиточай «Алтайский» (изготовитель ЗАО ПО «Хелни») и «Сибирский травник» от московского ООО НПЦ «Витус». Как утверждают санитарные врачи, с такими «ошеломляющими» результатами они столкнулись впервые, но главные сюрпризы, похоже, впереди.

— Контроль при производстве БАД для области не слишком актуален, другое дело — оборот. Хранение, транспортировка, оптовая и розничная продажа — здесь основные нарушения, — считает Надежда Ховрина, зав. отделением гигиены питания Центра Госсанэпиднадзора в Омской области. — Мы уполномочены проверять биодобавки на соответствие показателям безопасности, хотя экспертиза на подлинность тоже не помешала бы. Есть ли на самом деле в них заявленные гликозиды, жирные кислоты, витамины? Но это пока вопрос будущего.

ПРЕДЪЯВИТЕ ДОКУМЕНТЫ

По новым нормам, биодобавка — пищевой продукт, корректирующий и запускающий механизмы защиты организма, а не лекарство. Его задача — регулировать обмен веществ, благотворно влиять на микрофлору кишечника, способствовать нормализации и улучшению функционального состояния органов и систем. Добавки могут оказывать общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее действие, но не лечить. И покупаться на обещания, что добавка избавит от каких-то заболеваний, не стоит.

Отныне все БАДы подвергаются санэпидэкспертизе на потенциальную опасность для здоровья. Не сертифицируются, но проходят госрегистрацию. Регистрационное удостоверение, как и санэпидзаключение, выдаются на вид изделия (мумие, фиточай и т.д.), но для легального поступления добавки в продажу необходимо удостоверение качества и безопасности на каждую партию (продукцию, выработанную в один день, на одном оборудовании, одним коллективом, в одной смене, упакованную в один вид упаковки).

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ УПАКОВКА

Особо придирчивы проверяющие к этикеткам: не факт, что информация на коробке или банке совпадает со сведениями в документах. Этикетка должна содержать наименование БАД, товарный знак изготовителя, обозначение отечественная или завозная продукция, состав с указанием ингредиентов в порядке убывания их в весовом или процентном выражении, сведения об основных потребительских свойствах (белки, жиры и углеводы), сведения о противопоказаниях. Обязательны указание, что БАД не является лекарством, дата изготовления, срок годности, дата конечной реализации или годности, условия хранения, номер и дата госрегистрации, местонахождение изготовителя и организации, уполномоченной им на принятие претензий от потребителя.

По истечении срока годности владелец обязан снять продукцию с реализации, хранить на особом учете с точным указанием количества, и если она не представляет опасности — уничтожить (размять, разломать, закопать, засыпать хлоркой).

«ЛАВОЧКУ» ПРИКРОЮТ

«Приведение в соответствие с санитарными нормами» наделает немало шума. Но БАДы, а особенно повальное увлечение ими — слишком серьезная проблема, чтобы действовать иначе. БАДы превратились в серьезный и не совсем честный бизнес, подогнать который под цивилизованные стандарты мешают законодательные прорехи. С одной стороны, торговцев нужно привести «в чувство», с другой — не хватает прав. К примеру, зарегистрированные в этом году предприятия можно будет осматривать раз в три года.

— За границей проштрафившихся один раз могут сразу закрыть, у нас же продавец ни за что не отвечает: «Что дали, то и продаю», — констатирует Ховрина. — Мы штрафуем предпринимателей, потом бегаем за ними, требуя заплатить. Не проще ли закрыть «лавочку», чтобы владелец потерял свою нишу, восстановить которую будет очень непросто? Не стоит огульно отрицать БАДы и утверждать, что занимаются ими одни шарлатаны. Есть действительно необходимые добавки и добросовестные предприниматели, но есть и такие, что набрали непонятной травы, закрылись в лаборатории, что-то ведомое только им сделали и продают. И пока последних, к сожалению, немало.