АВТОБУСНЫЙ РЭКЕТ

Жертвой контролеров-вымогателей может стать любой, кто едет с большой сумкой - на автовокзал, ж.д. вокзал и в аэропорт

В шок повергло мою знакомую недавнее происшествие в автобусе № 60, следовавшем по маршруту вокзал — аэропорт. На остановке у транспортного университета в заднюю дверь вошли трое крупногабаритных мужчин, назвавшихся контролерами. Проверять билеты, однако, не стали. Оглядев салон, сразу направились в переднюю часть, где сидела группа людей, по виду — из Средней Азии. Судя по багажу, ехали до конечной. Не представившись и ничего не спросив, контролеры скомандовали: «На выход!» Завязалась борьба. «Что вы делаете? — кричала кондуктор. — Они за всё заплатили!»

Разборка длилась от силы минуты две: контролеры, здоровые мужики, вместе с сумками выволокли их владельцев на улицу. Чувствовалось, «операция» отработана до мелочей. Дверь закрылась. Автобус поехал дальше. «Сейчас будут с них деньги тянуть», — сказала кондуктор. И призналась: такое случалось уже не раз за период ее работы на данном маршруте. Все просчитано: люди торопятся на самолет, понимают по-русски плохо, чужаки в этом городе. Отдадут, сколько скажут, чтобы от них отвязались.

Чтобы выяснить, случаен сей эпизод или закономерен, я отправился на ж.д. вокзал. Зашел в первую прибывшую «шестидесятку». По словам кондуктора Елены Авдеевой, у нее в салоне несколько раз случалась точно такая же история. «Контролеры», приметив в автобусе пассажиров, у которых объемный багаж, идут сразу же к ним. «Наезжают», хотя у тех все оплачено, и выкидывают сумки на улицу. Ну а там говорят: платите штраф. Не хотите — поехали в управление. Кто поедет, когда через час самолет? И берут с них, как правило, не по 25 рублей (норма штрафа на безбилетника), а гораздо большие суммы.

Как-то группа таких вот ни за что ни про что высаженных из пазика вскоре доехала до конечной. Там Елена узнала от них, что контролеры взяли с этих людей 800 рублей. Она тоже пытается защищать пассажиров, но, увы, рэкетиры с контролерскими «корочками» не пугаются ее зычного голоса. Причем они не выбирают себе жертв по национальному признаку — просто люди из южных республик или из Казахстана уязвимее других, потому что чувствуют себя чужеземцами. Грабить их легче и безопаснее. Но еще чаще обирают как липок наших земляков, приехавших из дальних сел. У автобусных «выбивал» глаз наметанный — тех, кого можно взять «на понт», распознают сразу. В этом смысле они неплохие психологи.

За пару часов пребывания на привокзальной площади мне удалось выяснить, что явление это имеет место не только на «шестидесятом», но и на других маршрутах, которые ведут к ж.-д. вокзалу и автовокзалу. Попадают в «зону риска» все граждане, отправляющиеся в дальнюю и не очень дорогу, прихватив с собой заметный груз. Из проведенного мной опроса кондукторов получается, что автобусный рэкет распространен, к примеру, приблизительно на половине маршрутов, курсирующих до привокзальной площади. И редко кому из кондукторов удается ему противостоять.

Людмиле Ждановой, напримep, удается. Она работает на автобусе № 123. Его маршрут — ж.-д. вокзал — Лузино. Не раз доводилось ей пресекать противоправные действия контролеров. Однажды на остановке у того же университета путей сообщения к ней ввалилось в салон их сразу человек пять. (Между прочим, рядом находился пост ГАИ.) Все шло у вымогателей по обычному «сценарию», пока не вмешалась кондуктор: «Оставьте в покое людей, у них всё оплачено». Контролеры ее слов не услышали. Естественно, отказались показывать и документы. Однако кондуктор повела себя очень решительно: предупредила, что номер этот у них не пройдет, поскольку каждого она знает в лицо (не в первый раз приходилось встречаться). И вымогатели отступили.

За действия контролеров, как известно, отвечает контрольно-ревизорская служба городского департамента транспорта. Все они состоят в штате муниципального учреждения «Центртранс».

Всего их в городе 60 Официальных. А сколько липовых никто, естественно, не считал. Но видимо, много. Как правило, этим бизнесом промышляют бывшие контролеры, при увольнении припрятавшие свои «корочки». И что любопытно между штатниками и «внештатниками» идет жестокая борьба за «опекаемые» маршруты. Как говорят чиновники «Центр-транса», дело доходит порою до драк.

Вообще, это ведомство хорошо осведомлено о масштабах автобусного рэкета. Сотрудница контрольно-ревизорского отдела поведала мне о мерах противодействия данному злу. В частности, контролерам запрещено — и пассажирам надо принять это к сведению — устраивать проверку билетов у автовокзала ж -д вокзала и аэропорта. Чтоб, так сказать, «не впадать во искушение». А скажем, на остановке у цирка контролер может войти в автобус только в присутствии сотрудников поста ГАИ. Что впрочем как мы убедились не всегда служит преградою вымогателям.

Работники ведомства сетуют на то что трудно бороться за права пассажиров когда они сами не знают их и позволяют грабить себя безнаказанно. Если бы обираемые граждане сразу обращались в МУ, можно было бы с большой долею вероятности быстро «вычислить» рэкетиров. В Центр трансе есть картотека где представлены фото всех штатных контролеров и некоторых из бывших. Но за минувший год только один потерпевший сообщил в управление, что его незаконно оштрафовали. Виновные были уволены, а человеку возвратили деньги. Сумма маленькая — 300 рублей и по этому рэкетиры избежали уголовной ответственности. За последние несколько лет контролеры привлекались к ней один раз с заявлением обратился чеченец, оштрафованный на 6 тысяч рублей. Вымогатели отбывают назначенное им наказание.

Напоследок совет читателям: если вы стали жертвой автобусного рэкета, обращайтесь в МУ Центртранс (Красный путь 84, ост. Городок водников). Если время не терпит — надо срочно ехать лететь, то хотя бы позвоните туда (телефон 23-06-09). Сообщите номер маршрута, остановку, на которой вас высадили, и как можно точнее — время когда это произошло. Зло нельзя оставлять безнаказанным.