ГРЕХИ МОИ ТЯЖКИЕ
Я не назову себя фанатично религиозным человеком, но верю в Бога и хожу в церковь. Хотя переступаю порог святыни и обращаюсь к батюшке всегда в некой нерешительности — имею ли на это право я, некрещеная. Истовые христиане придают обряду крещения первостепенное значение, в этом смысле я грешна. Об этом своем грехе я и решила поведать священнику по телефону.
В справочной службе мне дали только один телефон — христианской телефонной службы «Утешение». Набрала номер 53-46-75 и тут же поняла, что не ошиблась: человек на другом конце провода приветствовал меня елейным голосом и назвался братом Василием. Он терпеливо выслушал мою исповедь и посоветовал избавиться от ненужного чувства вины и страха. Сказал, что вера первична, что крещенные в младенчестве люди вырастают атеистами, а человек, совершающий обряд крещения в сознательном возрасте, по-настоящему осознает значимость этого события.
Когда позже я покаялась в том, что являюсь журналистом и исповедь моя в каком-то смысле служила корыстным целям, брат Василий не удивился. С кем только ему не приходится общаться. Часто интересуются деталями различных обрядов. Спрашивают, например, что делать с веревкой, которой связывали ноги покойного. Около половины звонящих — неверующие, чаще всего это наркоманы или алкоголики, люди отчаявшиеся и разочаровавшиеся в жизни. Здесь таких называют духовно зависимыми и после периода реабилитации берутся за врачевание душ несчастных. Самыми длительными и тяжелыми выходят беседы с душевнобольными: шизофрениками, самоубийцами. Случается выслушивать маты и откровенные оскорбления, например, от сатанистов. Со свойственным христианам смирением брат Василий подставляет отморозкам вторую щеку: на брань он отвечает молитвой за грешные души хулиганов.
— Неужели вот так просто, по телефону, вы можете и благословить, и грехи отпустить? — допытывалась я.
— Нам звонят в основном те, кто по разным причинам не может прийти в церковь, — пояснил брат Василий. — А грехи, согласно нашей вере, священник отпускать не имеет права. У нас, евангелистов, свое отношение к исповеди.
КТО САМЫЙ МОБИЛЬНЫЙ?
Вот это да… Оказывается, я исповедалась протестантам, сама того не зная.
— Наш телефон доверия можно считать межконфессиональным, — успокоил меня брат Василий. — Нам звонят люди разных вероисповеданий. Все советы мы, конечно, даем с позиций христианства, но, как вы заметили, никого не агитируем идти именно в нашу церковь.
И все же, с точки зрения православного верующего, я предала по неосторожности свою веру. Тем более необходимым для меня теперь был разговор с православным священником, телефон которого мне дал все тот же брат Василий. По номеру 23-86-19 мне ответил психолог: оказывается, батюшка доступен для телефонной исповеди только шесть часов в неделю, по средам. Ладно, думаю, подержу тяжесть греха до середины недели, а тем временем выясню: иудаистам и мусульманам также сложно в экстренных случаях дозвониться своему священнику? Может быть, поэтому не смолкает телефон доступных для народа евангелистов.
Мы узнали, что муфтий Сибирской соборной мечети Шакирзянов Зулькарнай Шакирзянович открыт для общения по любым религиозным вопросам по телефону 36-97-52. Казый Омской области Шарипов Токсанбай Кайкенович, помимо рабочего номера 36-36-62, дает всем желающим свой домашний телефон: 27-90-18.
— Имам, как учитель и наставник, должен помогать людям в любых тяжелых ситуациях, — поясняет Токсанбай Кайкенович.
А вот иудейский священник, как оказалось, дает страждущим утешения и свой сотовый телефон. Владельцам мобильников это особенно удобно. «Успех раввина — в его доступности» — сказал главный раввин города Омска и Омской области Ошер Кричевский и дал номера телефонов, по которым можно обратиться к нему за помощью и советом: 31-33-07, 53-45-08.
— Речь не может идти об исповеди, — уточнил раввин. — Я, скорее, могу быть полезен как хороший юрист, историк. Если ко мне обращаются люди с какой-то сложной проблемой, бедой, я даю свой сотовый телефон.
Если вы позвоните по городским телефонам и убедите диспетчера, что вам действительно нужно срочно открыть душу раввину, вам могут подсказать номер его мобильного.
Ошера Кричевского вполне можно понять: ведь, например, моя беседа с братом Василием затянулась минут на пятнадцать. О потраченных деньгах я, конечно, не пожалела, но все же те, кому в тяжелой ситуации понадобится помощь священника, придется задуматься, а достаточно ли на его счету денег для этой исповеди. Оказывается, омские компании сотовой связи пока никак не отреагировали на образовавшийся интерес абонентов к общению со священниками.
— Скидки на подобные звонки, конечно, возможны, — поясняет сотрудник одной из компаний сотовой связи. — Мы готовы предоставить льготы на звонки священникам, если получим соответствующие данные рейтинговых исследований.
Кстати, в некоторых регионах России сотовые компании уже заключили договора с различными религиозными конфессиями и своим богопослушным абонентам предоставляют значительные скидки на «исповедальные» разговоры. Ну а нам пока придется «жертвовать» сотовой компании по полному тарифу.