ВМЕСТО КУРОРТА - РАСКОПКИ

ВМЕСТО КУРОРТА — РАСКОПКИ

С профессором Владимиром Матющенко, маститым омским археологом, общаться на редкость легко

Он быстро схватывает мысль собеседника, логично развивает ее, в нужном месте берет паузу. Спорит интеллигентно, возражение начинаете примиряющей фразы: «Этого, конечно, нельзя отрицать, но я считаю..» Он спокойный и уверенный в себе счастливый человек. Свои профессиональные успехи относит к особой удачливости. Он ведь дальше Западной Сибири, в общем-то бедного сегодня на исторические события региона, не выезжал. А любая статья по археологии бронзового века в любой стране без ссылки на Матющенко выглядит неубедительно.

«МЕСТО ПОДОЗРИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНОЕ»

Сначала была медь. Древний человек из медных самородков ковал ножи, наконечники к стрелам и тому подобное. Потом наш далекий предок освоил литье. Бронза же, скорее всего, результат случайного счастливого открытия. Плавил древний человек медь и, благодаря попаданию какой-то добавки, того же олова, в плавильный тигель, получил бронзу — металл более твердый, чем чистая медь. Потом пошли эксперименты с подбором компонентов, их процентным содержанием в сплаве. Видов древней бронзы множество, о чем красноречиво свидетельствуют погребения.

Мастера увлеклись поисками — так человек совершенствовал бронзу. Бронза, в свою очередь, совершенствовала человека, превращая дикаря в мастера, ученого и эстета. По большому счету, в конце бронзового века сформировался моральный кодекс человечества с теми понятиями чести и справедливости, по которым мы живем и сегодня.

Люди в эпоху бронзы (конец IV — начало 1 тысячелетия до нашей эры) отличались всё же большей щедростью по сравнению с нынешними. Умер человек — ему без лишних слов в могилку кладут оружие, кухонные горшки и даже формы для литья, если при жизни занимался металлургией. На языке археологов подобная нетронутая могилка называется закрытым комплексом. На пространстве от Греции и Украины до Китая таких комплексов до Матющенко было известно около 80. Казалось, что искусство бронзового литья возникало очагами, не повсеместно.

Работами Владимира Ивановича или под его руководством в копилку мировой науки добавлено около полутора сотен закрытых «бронзовых комплексов.

Оказалось, что в пространственном и хронологическом отношении на территории Евразии никакой разорванности нет: сибиряки плавили бронзу примерно в то же время, что и китайцы, и по тем же технологиям. Наших древних земляков, живших в пределах теперешней Усть-Заостровки Омского района, вообще можно смело относить к законодателям моды бронзового века — их изделия археологами обнаруживаются на Каме, Волге и дальше на западе.

Первое свое открытие искусства бронзы Матющенко совершил благодаря зоркости глаза и уже упоминавшейся удачливости.

— Мы уже второй год копали в селе Самусь Томской области, — вспоминает археолог. — Как и положено, я всю округу обежал не один раз. Иду мимо одного огорода и думаю: «А место подозрительно интересное». Взглянул через изгородь — меж рядками картошки керамические черепки валяются. Упросил хозяйку усадьбы не засаживать на следующий год этот участок.

В древних погребениях Матющенко нашел множество бронзовых предметов и форм для литья. Как жалко, что ныне только любят говорить о жизни на том свете, а с собой покойнику в путь ничего не дают. Костюм — и тот бумажный, через несколько дней развалится. С чем хочешь — с тем и начинай новую судьбу.

НЕРАЗГАДАННЫЕ ЗАГАДКИ

Несмотря на большое количество находок, бронзовый век хранит много тайн. Любопытный факт: в окрестностях Омска никогда не добывали меди и олова, необходимых для выплавки бронзы, но именно здесь найдены совершенные медеплавильные «цеха». Зато рядом с месторождениями олова и меди на Алтае и в верховьях Иртыша не производилось бронзового ширпотреба. Горные металлурги переплавляли олово и медь в бронзу, затем доставляли сырье к рекам. Томь, Иртыш, где местные мастера из полученного сырья создавали украшения, оружие и предметы быта. Странно, за тысячи километров, не исключено, что на собственных плечах, люди тащили болванки из металла, вместо того чтобы торговать готовыми изделиями.

В европейской части картина складывается похожая. На Днепре, на Волге археологи находят останки литейных древних «цехов», в которых плавилась бронза с Южного Урала, гор Кавказа, а рядом с горными шахтами плавильных «цехов» не обнаружено.

Владимир Иванович предполагает, что, возможно, численность горного населения была невысокой и использовало для себя незначительную часть добываемого материала, потому так мало и находят археологилитейных форм.

Мне же, хотя и не специалисту, видится другое объяснение древней загадки. Думаю, просто особо творческий народ жил в наших местах. А женщины отличались красотой и, следовательно, повышенной капризностью, оттого мода менялась быстро. Горняки, чтобы не позориться за свою отсталость, предпочитали торговать сырьем, а не готовыми товарами. Кстати, это хорошо согласуется с сегодняшней ситуацией в мире. Металлические руды добываются в одних странах, а машины производятся в других.

ВЕРЬТЕ В ЧУДЕСА

С 1985 года Владимир Иванович работает в Муромцевском районе рядом с Селом Окунево. Таинственные места, чего там только не обнаруживалось — от воды с серебром до десятиметровых внезапных провалов почвы. Повышенный интерес вызывает возможность нахождения под землей храма индийского Бога Обезьян, с открытия которого начнется возрождение человеческой цивилизации, очищенной от скверны пороков.

Я задал Матющенко дежурный вопрос о возможной реальности всех таинств, приписываемых Муромцевскому району. Ответ предполагал заранее: мол, ерунда это. Ошибся: Владимир Иванович, материалист по образу мышления, сказал, что огульно все отрицать нельзя. Многие люди, особенно женщины, которые восприимчивее мужчин, чувствуют там энергетические потоки. Ему самому приятно находиться на Татарском увале, которому приписывается наибольшее количество тайн. Люди, надо думать, неспроста живут в Окуневе уже несколько тысячелетий.

Хотя любимое Владимиром Ивановичем место стало для него местом тяжелого испытания. Там он потерял жену, с которой четыре десятка лет шли по жизни рядом, рука об руку. Она тоже была археологом. Вырастили двоих детей. Летом 2002 года Лидия Михайловна пошла в окуневский лес по грибы. Устала, присела отдохнуть — и всё. «Женщина дает мужчине импульс жизни, — говорит Владимир Иванович. — Мне трудно представить, как дальше будет складываться моя судьба без нее…»

Из истории поселений, подобных Окуневу, известно о существовании «плохих» и «хороших» мест. Описаны случаи, когда европейцы, не подозревая о веровании местных народов, на себе ощущали воздействие непонятных сил. Если чего-то современная наука объяснить пока не в силах, то вовсе не значит, что этого «чего-то» не существует на самом деле, убежден археолог.

А еще было интересно услышать, ездит Матющенко на курорты или нет. Все-таки каждое лето у него раскопки. Выяснилось, что за сорок с лишним лет научной деятельности он всего трижды побывал в доме отдыха — зимой, по горящим путевкам.

— Две недели ничего не делать — это такая красотища! — восторгается Владимир Иванович. — Всю жизнь так бы и прожил, да как-то не получается. То копать надо, то очередную книгу заканчивать.

Он, кстати, живет по такому суровому распорядку, перед которым армейский просто блекнет: ежедневно 2-3 часа ходьбы, подъем неизменно полшестого утра. Матющенко следует самолично выведенному философскому принципу: «Ради удовольствия жизни некоторыми житейскими соблазнами надо жертвовать без сожаления».